Первая киберспортивная конференция, организованная научно-технологическим университетом «Сириус» и Федерацией компьютерного спорта России, стартовала, как официозный форум с очень важными гостями, а продолжилась сериями семинаров для студентов.
Утром на панельной дискуссии выступали чиновники уровня заместителей федеральных министров. А после обеда на мастер-классах максимально неформальным языком объяснялось, как воспитывать игроков, не знающих простых правил общения лицом к лицу, и проводить любительские турниры с нулевым бюджетом.
Превратить все в науку
Упор на студентов не случаен. Во-первых, по словам вице-президента Федерации компьютерного спорта России Артёма Винокурова, именно они и в целом молодежь (в официальной формулировке – от 14 до 35 лет) составляют ядро аудитории киберспорта.
Во-вторых, потому что это – схожие мысли высказали многие спикеры – самые активные люди, основной драйвер развития. И в третьих, потому что «Сириус», соорганизатор конференции, интересуется именно образованием и наукой в киберспорте.
«Все, к чему прикасается „Сириус“, превращается в образование и в науку. Несколько лет назад мы создали свой научно-технологический университет, в котором есть направление когнитивных исследований, – сказал заместитель руководителя образовательного фонда „Талант и успех“ Дмитрий Савин. – Когда в 2014 году в РГУФК открылась кафедра киберспорта, стало понятно, что есть большие пробелы в методологии, что требуется большая работа по систематизации знаний, по изучению этого явления с точки зрения науки. Нам это очень интересно. Компьютерный спорт – мостик в новую цифровую реальность. Мы живем в эру стыковки виртуальности и физического тела. И представители киберспорта наиболее продвинуты в этом направлении. Они носители нового знания, еще только формирующегося методически. Не хотелось бы милитаризироваться, но где учат управлению беспилотными аппаратами? А есть и другие связи киберспорта и реальной деятельности, приносящей пользу государству. Конференцию проводим именно для того, чтобы найти неопознанные грани, показать социальную значимость и важность явления, создать новые критерии идентификации киберспорта».
Получить позитивный фон
Влиянию киберспорта на когнитивные возможности человека была посвящена целая секция конференции. На ней молодые ученые представили результаты любопытных исследований. Например, показано, что компьютерные игры помогают улучшать результаты в тестах на внимание, реакцию, контрастную чувствительность и работу рабочей памяти. Но не все – если Starcraft 2 дает реальный прогресс, то от The Sims пользы нет. Найдено и практическое применение: хирурги-геймеры работают быстрее и качественнее, чем их коллеги не увлекающиеся компьютерными играми. Все это позволяет киберспорту претендовать на роль когнитивного тренажера или инструмента ментального фитнеса. Хотя, конечно, эта тема еще требует масштабного изучения – в том числе свои исследования планирует проводить и «Сириус». Не меньшего внимания заслуживают и возможные негативные последствия занятий компьютерным спортом и геймингом. Если связь с повышенной агрессивностью уже многократно опровергалась учеными из разных стран, то развитие игровой зависимости – реальная опасность.
Об имидже киберспорта говорили и на главном пленарном заседании. Прозвучало даже мнение, что обвинение компьютерных игр в провоцировании молодых людей на совершение преступлений следует приравнять к распространению фейковых новостей!
«Такого рода заявления основаны на личном мнении, но абсолютно беспочвенны с точки зрения доказательной базы и аналитики. Люди ищут простые ответы на сложные вопросы, особенно когда происходят трагедии. С этим надо работать. Если информационное поле будет чистым от таких неверных толкований происшествий и активных обвинений киберспорта во всех грехах – это даст возможность получить позитивный фон», – интересная цитата? Еще более интересно, что принадлежит она депутату Государственной думы России Александру Прокопьеву. Судя по высказываниям некоторых его коллег, в первую очередь развернуть просветительскую работу следует именно в парламенте. Впрочем, уже хорошо, что такие слова прозвучали публично от представителя власти.
Призвал разрушать стереотипы, в том числе личным примером и более тесным знакомством с играми и киберспортсменами, и директор департамента физической культуры и массового спорта Минспорта России Максим Уразов.
Перестать сомневаться
Несмотря на мощный рост всех показателей, которые приводит в своих презентациях ФКС России (объем рынка, число участников соревнования разного уровня, количество региональных отделений и аккредитованных федераций и так далее), российскому киберспорту явно не хватает уверенности в своих силах. Во всяком случае, переживания на тему «А мы ведь правда можем считаться настоящим спортом?» выглядят наивными. Конечно, все спикеры постарались убедить друг друга, что никаких сомнений и быть не может.
«Киберспорт ничем не отличается от других видов спорта. Все понимают, что за ним будущее. А опыт этой конференции и вовсе надо взять за образец другим федерациям», – заверил депутат Госдумы Дмитрий Свищёв.
«Все вопросы должны уйти в сторону. Мы не сомневаемся, что это спорт, пусть и со своей спецификой», – отрезал Максим Уразов.
«Киберспорт занял свое место среди других спортивных дисциплин, так что теперь для его развития нет никаких ограничений», – добавил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров.
При этом много говорилось о молодости киберспорта в России, о том, что он был официально признан министерством спорта лишь в 2016 году. Хотя соревнования начали проводиться гораздо раньше, и даже президент ФКС Дмитрий Смит упоминал, что занимался киберспортом еще четверть века назад. Да и статус признанного Минспортом у этого вида был и раньше – с 2001-го по 2006 годы. В общем, сложилось ощущение, что у компьютерного спорта в России сохраняется проблема самоопределения. Что ж, большая конференция вполне могла стать способом решить эту задачу.
Перед началом деловой программы состоялась пробежка по Олимпийскому парку под руководством олимпийского чемпиона Юрия Борзаковского
Формировать реальность
Не до конца поверив, что он действительно настоящий спорт, киберспорт готов сразу замахнуться на что-то большее. А именно – на социальное явление, важное для образования и формирования человека будущего в целом. И это еще одна причина акцента на студентов и школьников.
«Нам киберспорт интересен из-за навыков, которые он развивает, начиная с банального умения поиска и анализа информации в интернете», – признался первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Киберспорт позволяет формировать смешанные команды, в том числе и по возрасту. В университетах можно проводить соревнования для школьников и таким образом обеспечивать будущий бесшовный переход ребят в вузы, – отметил Григорий Гуров из Минобразования. – Как и другие виды спорта, киберспорт – важная часть воспитательной деятельности. Он развивает когнитивные способности, умение переключаться между задачами, навыки международного общения».
«Киберспорт – важный инструмент социализации, – развил эту мысль советник руководителя Росмолодежи Егор Литвиненко. – В одной команде могут быть игроки из разных стран, а на офлайн-турнирах всегда активно работают волонтеры. И вместе с тем киберспорт способствует развитию чувства патриотизма, ведь в нем используется много отечественных продуктов, добиваются успехов наши команды, есть даже российские дисциплины».
До пика разговор о значимости компьютерного спорта в формировании новой реальности довел заместитель гендиректора «Лиги ставок» Игорь Столяров. Он на конференции представлял спортивно-технологическое движение «Игры будущего». Планируется, что в 2023 году Россия примет первые соревнования под этим названием: девять дней, 16 стран, 21 дисциплина, состязания одновременно в реальном и виртуальном мирах. Предполагается, к примеру, что после матча в спортивном симуляторе (хоккейном, футбольном или даже борцовском) те же участники выйдут на настоящую площадку. Ну и конечно, включены в программу такие современные виды, как дрон-рейсинг и флайборд.
Риторика презентации («цифровой конкурент Олимпийских игр», «принципиально новая технологическая платформа», «создание международной социальной сети и видеосервиса», «центр притяжения инновационных организаций и институтов со всего мира», «рычаг стратегического влияния на развитие всего человечества») не позволяли отделаться от ощущения, что ты попал в роман Ильфа и Петрова. С тем лишь отличием, что «Игры будущего» уже получили поддержку правительства России. И, может, такая наглость в самопредставлении – именно то, чего не хватает киберспорту в России, чтобы вырасти из статуса «молодого не совсем спорта».