Разработчики из IT-компании Riverstart называют этот проект не просто сайтом, а цифровой экосистемой. Специально для СБК они рассказали, о ключевой идее обновления, ее реализации и о том, что из этого опыта могут перенять другие команды.
Больше, чем спорт
Футбольные, хоккейные и другие профессиональные спортивные клубы – это медиа- и сервисные компании с собственной аудиторией и инфраструктурой. Их главный актив – доверие болельщиков, а ключевые каналы взаимодействия с клиентами – официальный сайт и соцсети.
Изучение спортивных ресурсов и интервью с болельщиками дали понять приоритеты, привычки и сценарии использования сайтов.
-
- У спортивных клубов уже есть то, что сложно заработать другим брендам, – доверие. Болельщики доверяют официальным ресурсам клуба больше, чем любым другим источникам, для них сайт – это первоисточник информации. Отсюда и требование к скорости: пользователи хотят быстро найти свежие новости, актуальное расписание игр, результаты и онлайн-трансляции.
- Одна из основных потребностей – покупка билетов и абонементов. Официальный сайт – это уже и интернет-магазин, которому доверяют.
- Сайт также воспринимают как медиабазу клуба с историей, архивами, фотографиями, видео, рассказами о легендарных игроках и тренерах.
Это базовый минимум. Но также современный сайт должен отвечать и на другие запросы болельщиков: заказ мерча, бронирование экскурсий на стадион, общение с единомышленниками. Для большего вовлечения клуб может предлагать дополнительные сервисы: программу лояльности, бонусы, историю посещенных матчей и активностей, геймификацию.

Объединение как ключ
Разные сценарии использования сайта складываются в единую логику: человек заходит, читает новости, проверяет расписание, принимает решение купить билеты, использует бонусы из личного кабинета, а заодно интересуется акциями в фан-шопе… При этом он легко может перейти к другим проектам – например, узнать о возможности записи ребенка в клубную академию
Разрозненные сервисы можно и нужно интегрировать, обеспечив пользователю удобный бесшовный опыт использования – через общий личный кабинет в едином интерфейсе. А клубу это поможет эффективнее применять разные инструменты работы с аудиторией: персонализированные предложения в программе лояльности, геймификация со статусами и наградами, сбор данных из разных источников в единую систему для анализа продаж.Такой подход работает и на репутацию: болельщики видят, что клуб развивается, предлагает современный цифровой опыт и уважает их потребности.
Реализованные идеи
Компания Riverstart спроектировала экосистему ЦСКА, объединила в нее сервисы, разработала официальный сайт клуба и личный кабинет болельщика, проработала процессы покупки билетов и взяла на себя frontend билетного сайта и его интеграцию с backend.
Единая экосистема с преимуществами для пользователей и клуба
Экосистема позволяет болельщику использовать один личный кабинет во всех сервисах. Пользователь один раз заходит в свою учетную запись и оказывается залогинен и на официальном сайте клуба, и в интернет-магазине, и в других проектах системы. А бесшовность перехода между ними создает унификация дизайна и интерфейсов. Не возникает никаких проблем и с «мультиоплатой». Пользователь может включить в одну транзакцию и билет, и парковку, и сувениры, а система сама распределит деньги по разным юридическим лицам. В системе ЦСКА такую возможность предоставляет эквайринг Uniteller.
Клубу теперь проще управлять своей цифровой системой, поскольку есть единая административная панель, общие требования к контенту и алгоритмы заполнения. Интеграция с CRM позволяет собирать данные об активности болельщиков для маркетинга и планирования.
Фокус на семьи
Родители с детьми – ключевая аудитория, ведь родители формируют у детей интерес к спорту. Этой группе посетителей особенно важно удобство: возможность сесть всем вместе, наличие детских зон, понятная информация о льготах и безопасных секторах. Разработчикам нужно заранее учесть такие опции в онлайн-сервисах клуба.

На сайте ЦСКА теперь есть интерактивная карта стадиона. На ней отмечены льготные и семейные сектора, можно подобрать несколько кресел рядом – актуально и для компаний друзей. Карта покрывает все 30 тыс. мест и оснащена фильтрами по цене, расположению, близости к скамейке запасных или к семейным зонам. Чтобы сервис работал быстро, рендер стадиона в ультравысоком разрешении (16K), весивший около 350 Мб, без потери качества сжали в формат WebP и разрезали на небольшие кусочки, которые подгружаются при изменении масштаба.
Программа лояльности
Бонусная программа повышает вовлеченность болельщиков, стимулирует чаще посещать матчи, покупать сувениры и участвовать в жизни клуба. У ЦСКА есть внутренняя валюта «биткони», которую можно обменять на билеты, скидки, услуги и сувениры.

Управлять бонусами, а также составлять персонализированные предложения на истории посещения матчей и покупок можно с помощью CRM. В систему ЦСКА интегрировали Mindbox. В ней в частности можно группировать пользователей, назначать им статусы и льготы.
Акцент на матчах
Матчи конкурируют с множеством других способов провести досуг. Почему бы не сделать его анонс более рекламным и привлекательным, сродни афише свежего фильма на «Кинопоиске» или Netflix? Такой подход отличается от привычного формата большинства спортивных сайтов, где матчи обычно показываются в виде таблицы с датой и временем – сухо и информативно.
Анонсы ближайших игр ЦСКА выведены на главную страницу сайта. С помощью крупных фотографий или видеотрейлеров превращаются в яркие афиши. В центре внимания – игроки и эмоции, которые болельщик получит от похода на стадион.

Использование таких визуальных элементов, динамичной верстки и крупных заголовков помогает передать атмосферу матча. Кадры с поля и трибун создают эффект присутствия. Для страниц с информационным и сервисным контентом можно выбрать более спокойный стиль, чтобы не перегружать визуал, но сохранить целостность дизайна.
Правила строительства экосистемы
Пользователи предъявляют новые требования к сайтам спортивных клубов. Это должны быть цифровые экосистемы – полноценные площадки для разностороннего взаимодействия с болельщиками и партнерами. Здесь можно купить билеты и абонементы, заказать клубный мерч, записаться на экскурсию. Здесь же формируется вовлеченность аудитории через личный кабинет, бонусные программы, внутреннюю валюту и учет посещенных матчей.
Основные элементы
-
-
-
- Объединение сервисов и единая авторизация.
- Во главе угла – фан-экспириенс: удобство выбора мест, бонусы.
- Вовлекающая система лояльности с бонусами и достижениями.
- Отношения к семьям, как в отдельной важной категории болельщиков.
- Использование сайта не только в качестве источника информации, но и в качестве медиа-платформы.
- Внимание сохранению и отображению статистики, чтобы сайт был источником самой полной и точной информации о команде.
- Возможность масштабирования и добавления в систему новых проектов.
-
-
Для клуба такая экосистема – это единый центр работы с аудиторией, помогающий удерживать внимание болельщиков, в том числе в межсезонье, укреплять бренд и развивать коммерческие направления.