Чтобы компенсировать недополученные доходы, арены повышают стоимость аренды
В Ледовом дворце за 2015 г. проведено 286 зрелищных и спортивно-массовых мероприятий, что на 10,3% меньше, чем годом раньше, следует из отчетности управляющей компании С. За прошедший год в комплексе прошло 104 концерта (в 2014 г. – 127), 52 спортивных и одно корпоративное мероприятие (43 и 15 соответственно). Еще 16 дней там проходили выставки, в остальные дни работал каток.
Количество концертов и спортивных мероприятий за прошлый год в Петербурге сократилось примерно на 30%, рассказывает президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн. Это связано со снижением доходов населения: развлечения – первое, на чем начинают экономить, объясняет он. Некоторые западные артисты отказались от концертов в России как по финансовым, так и по политическим причинам, добавляет Финкельштейн. Из-за девальвации рубля средняя цена билета, по его оценке, выросла на 100–120% у иностранных и на 60–70% у российских звезд.
Планы
В 2016 г. Ледовый дворец планирует провести 282 мероприятия и получить за них 173,5 млн руб. Прибыль его управляющей компании должна составить 43 млн руб.
Площадь Ледового дворца – 370 000 кв. м, в нем 12 300 зрительских мест. Матчи на его арене проводит хоккейный клуб СКА. Выручка ООО «Дворец спорта», которое управляет ареной, увеличилась на 12% до 357,5 млн руб., прибыль уменьшилась с 82 млн до 4 млн руб. Выручка увеличилась за счет повышения платы за аренду дворца, указывает компания в отчете. Более 52% в выручке пришлось на доходы от проведения мероприятий, остальное – от работы катка, аренды, услуг общепита и др., говорится в отчете. На одном зрелищном мероприятии дворец в 2015 г. зарабатывал 1,07 млн руб., в 2014 г. – 856 400 руб., сказано в отчете.
Уменьшилось количество мероприятий для детей, на три дня площади дворца были переданы в безвозмездное пользование для открытия и закрытия международного турнира детских команд КХЛ «Кубок «Газпром нефти», перечисляет компания. Рентабельность деятельности снизилась с 0,34% в 2014 г. до 0,15% в 2015 г., следует из отчета. В 4,7 раза увеличились затраты на проведение мероприятий, на 37% подорожал ремонт, на 49% – продукты для кафе, на 46% – авторские гонорары.
Существует ограниченный спрос на площадки, отмечает компания в отчете. Конкурент Ледового – БКЗ «Октябрьский», но из-за различия в размерах концерты звезд эстрады проводятся в Ледовом дворце, зрительская аудитория которого шире, сказано в отчете. («Октябрьский» рассчитан на 3700 зрителей.) С представителями БКЗ «Октябрьский» связаться не удалось.
В КСК «Сибур-арена», по его данным, за 2015 г. прошло 71 мероприятие, в 2014 г. – 50. Обычно аренда «Сибур-арены» дешевле, чем других площадок, объясняет Финкельштейн. С каждым арендатором вопрос оплаты решается в индивидуальном порядке в зависимости от необходимых технических условий, говорит представитель арены Владислав Чирин. Средняя цена аренды за прошедший год сильно не изменилась, добавляет он, не раскрывая ее стоимости.
Государственные объекты – «Октябрьский», Ледовый дворец, «Юбилейный» – теряют популярность у бизнеса в том числе из-за сложностей с предоставлением скидок и уступок, рассказывает руководитель агентства Event heads Данил Коновалов. По его словам, средняя цена аренды площадки – около 1 млн руб. в зависимости от запрашиваемых параметров. С «Сибур-ареной» работать комфортнее, там хороший менеджмент и персонал, а аренда доходит до 500 000 руб., но для проведения концерта там нужно дополнительное светотехническое оборудования, говорит Коновалов. В 2016 г. банк ВТБ арендовал «Октябрьский» на три дна за 2,3 млн руб. для проведения собрания акционеров (в 2015 г. – за 2,2 млн руб.). СПб ГУП «Пассажиравтотранс» заплатил 676 500 руб. за аренду БКЗ на один день для проведения концерта, следует из документов с сайта госзакупок.