Основные идеи законопроекта
Идея разработки закона, посвященного подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, не является новой. Более того, такая законодательная инициатива полностью соотносится с актуальными трендами законотворчества – принятием «именных» законов по случаю проведения масштабных мероприятий. Для такого рода законопроектов характерно то, что они предусматривают изъятия из общего регулирования правоотношений, в основном в сфере налогов, земли, миграционного учета, валютного регулирования и т. п. Такие ограничения вводятся обычно на период подготовки к мероприятию и его проведения, а также на определенное время после проведения мероприятий.
Рассматриваемый в первом чтении в Государственной Думе РФ законопроект № 142750–6 «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» преследует цели подтверждения на федеральном уровне намерения Российской Федерации придерживаться заверений и гарантий, принятых на себя Российской Федерацией в связи с подготовкой к спортивным мероприятиям, а также создания спецрежима при проведении указанных спортивных мероприятий.
Годом ранее происходило активное обсуждение предыдущей версии данного законопроекта. По сравнению с ней законопроект, внесенный в Государственную Думу, претерпел ряд изменений, сделав регулирование в части создания объектов инфраструктуры, на наш взгляд, еще более рамочным.
Основными вопросами, урегулированными законопроектом в текущей редакции, являются следующие:
1. Организационные вопросы
– полномочия Российской Федерации в области подготовки и проведения Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года;
– правовое положение субъектов подготовки и проведения данных соревнований (ФИФА, Оргкомитет «Россия-2018» и т. п.).
2. Трудовые вопросы и миграционный учет
– особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением мероприятий;
– особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Безопасность
– особенности обеспечения безопасности в связи с подготовкой и проведением соревнований.
4. Валютное регулирование
– особенности осуществления валютных операций в связи с подготовкой и проведением Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года.
5. Транспорт
– особенности передвижения автомобильным транспортом и железнодорожным транспортом общего пользования в период проведения соревнований (предоставление льгот на проезд между населенными пунктами, в которых проводятся матчи Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года, а также компенсация потерь перевозчикам в связи с установлением указанных льгот).
6. Защита прав ФИФА
– особенности защиты и реализации коммерческих прав ФИФА в отношении мероприятий (особенности возмещения вреда в связи с подготовкой и проведением мероприятий, причиненного ФИФА, дочерним организациям ФИФА).
7. Стандарты телекоммуникационной инфраструктуры
– декларируется, что в Российской Федерации обеспечивается наличие современной и соответствующей международным стандартам связи и информационных технологий для целей подготовки и проведения мероприятий;
– декларируется разработка Концепции развития средств связи и информационных технологий в связи с подготовкой и проведением Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года.
8. Строительство стадионов
– законопроект содержит декларативные нормы о выполнении Российской Федерацией обязательств по строительству и реконструкции стадионов в соответствии с требованиями ФИФА;
– декларация о строительстве и реконструкции указанных объектов за счет средств бюджетов субъектов РФ и частных инвестиций, а также за счет средств федерального бюджета.
Финансово-имущественные взаимоотношения ФИФА и российской стороны при организации ЧМ-2018
Законопроект устанавливает отдельные особенности взаимоотношений ФИФА и Российской Федерации при организации спортивных мероприятий.
В частности, статьей 3 законопроекта предусмотрен статус ФИФА (единственный организатор соревнований). С этим статусом непосредственно связаны финансовые взаимоотношения ФИФА и принимающей стороны. При этом прямым контрагентом ФИФА по проведению мероприятий является Оргкомитет «Россия-2018», с которым ФИФА заключает соглашение об условиях подготовки и проведения мероприятий. Оргкомитет отвечает за финансовое планирование и обеспечение подготовки и проведения Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года, предоставление ФИФА отчетов о ходе финансового обеспечения мероприятий. Этот же орган отвечает за привлечение частных инвестиций в целях проведения мероприятий.
Статьей 17 законопроекта устанавливаются имущественные права ФИФА в отношении мероприятий. В частности, ФИФА принадлежат права на использование символики соревнований, реализацию входных билетов на мероприятия, право определения коммерческих партнеров и иных коммерческих контрагентов, права на размещение рекламы товаров, работ и услуг в местах проведения мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря для мероприятий, права на освещение мероприятий.
Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается только при условии заключения соответствующего договора с ФИФА или с уполномоченными ФИФА организациями.
Статьей 18 законопроекта установлены особенности размещения (распространения) рекламы. В частности, использование символики соревнований, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к мероприятиям, об одобрении рекламируемых товаров, работ и (или) услуг со стороны ФИФА или Оргкомитета «Россия-2018» и (или) создает видимость какой-либо связи между указанными лицами и (или) товарами, работами, услугами и соревнованиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с ФИФА или с уполномоченными ФИФА организациями.
Кроме того, согласно законопроекту, не допускается реализация входных билетов на мероприятия без заключения соответствующего договора с ФИФА или с уполномоченными ФИФА организациями (статья 21 законопроекта).
Статья 24 законопроекта устанавливает особенности возмещения вреда Российской Федерацией в пользу ФИФА и ее дочерних организаций. ФИФА, дочерние организации ФИФА, включая работников указанных организаций, освобождаются при этом от ответственности за причинение вреда любым третьим лицам, если такой вред причинен вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения правительственных гарантий, выданных Российской Федерацией ФИФА. Российская Федерация за счет средств федерального бюджета выступает в защиту данных организаций и физических лиц в рамках гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах, а также осуществляет возмещение причиненного вреда в случаях:
– нарушения обязательств указанными организациями и физическими лицами в отношении третьих лиц;
– нарушения третьими лицами обязательств в отношении указанных организаций и физических лиц;
– возникновения убытков и издержек, связанных с нарушением обязательств указанными организациями и физическими лицами в отношении третьих лиц;
– возникновения убытков и издержек, связанных с нарушением третьими лицами обязательств в отношении указанных организаций и физических лиц.
Вред подлежит возмещению, если указанные нарушения обязательств, убытки и издержки возникли вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения правительственных гарантий, выданных Российской Федерацией ФИФА. Важно отметить, что согласно поправкам, предлагаемым законопроектом в НК РФ, ФИФА и ее дочерние организации не будут признаваться налогоплательщиками по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу (статья 28 законопроекта). Также налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, реализуемых ФИФА и ее дочерним организациям.
Особенности взаимодействия государственного и частного секторов при подготовке к чемпионату в части привлечения инвестиций
Законопроектом в части обеспечения привлечения частных инвестиций в целях подготовки к мероприятиям не установлены какие-либо особенности взаимоотношений государственного и частного секторов. В законопроекте есть лишь единственная статья 25, предусматривающая, что строительство и (или) реконструкция стадионов для проведения соревнований осуществляются с привлечением средств частных инвесторов, а также средств бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета. Также законопроектом установлены нормы о государственном регулировании цен в сфере гостиничного обслуживания на время проведения мероприятий, которые косвенно оказывают влияние на экономику инвестиционных проектов в сфере гостиничного бизнеса.
Законопроект содержит льготы и изъятия по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу для поставщиков услуг ФИФА, вещателей ФИФА и т. п.
В целом же регулирование законопроектом инвестиционной сферы является наиболее фрагментарным.
Решает ли законопроект цели привлечения инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию, модернизацию спортобъектов, и обеспечения их ответственности?
Законопроект не предусматривает специальных механизмов привлечения частных инвестиций или реализации инвестиционных проектов в целях подготовки к проведению мероприятий.
Заинтересованность инвесторов в участии в подготовке мероприятий обеспечивается за счет создаваемого налогового режима, а также ряда иных изъятий.
К примеру, законопроект предусматривает, что к объектам налогообложения по НДС не будут относиться операции по реализации вещателями ФИФА и поставщиками услуг ФИФА, являющимися российскими организациями, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, связанные с подготовкой и (или) проведением спортивных мероприятий.
Также следует отметить, что, в отличие от более ранней версии законопроекта, из текущей версии исключены нормы об упрощенных процедурах предоставления земельных участков для создания объектов инфраструктуры.
Тем не менее, те отдельные возможности и преференции для участников организации и проведения соревнований, которые предусмотрены законопроектом, безусловно, способны повысить инвестиционную привлекательность соревнований для частных инвесторов.
В части обеспечения ответственности инвесторов частью 3 статьи 25 законопроекта предусмотрено, что Оргкомитетом «Россия-2018» осуществляется контроль за соблюдением сроков строительства и (или) реконструкции стадионов для проведения соревнований. Для указанных целей представители Оргкомитета «Россия-2018» вправе беспрепятственно посещать строящиеся и (или) реконструируемые стадионы и запрашивать любую документацию, связанную со строительством и (или) реконструкцией стадионов для проведения соревнований, а также сообщать о нарушениях требований заявочной книги, соглашения о проведении соревнований, а также иных требований ФИФА к подготовке и проведению соревнований в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Также к полномочиям регионального организационного комитета отнесен контроль за исполнением обязательств лицами, в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся спортивные объекты, гостиницы и иные средства размещения, расположенные на территории субъекта РФ, возникающих из соглашений, подписываемых указанными лицами с ФИФА (пункт 5 части 4 статьи 6 законопроекта).
Есть ли в законопроекте указания на порядок финансирования мероприятий по созданию объектов инфраструктуры (как стадионов, так и объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры), предусмотренных в рамках ЧМ-2018?
Помимо указания на возможность привлечения в целях строительства стадионов частных инвестиций, а также средств бюджетов субъектов РФ и РФ, в законопроекте отсутствуют иные указания на источники финансирования и порядок финансирования мероприятий в рамках ЧМ-18.
По сравнению с предыдущей редакцией законопроекта данная версия не содержит даже указания на перечень объектов, создание которых запланировано в рамках подготовки к мероприятиям. Кроме обязательств РФ по строительству/реконструкции стадионов, существуют также обязательства по созданию объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и иных объектов.
Также из законопроекта исключены нормы о порядке предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий в части подготовки к мероприятиям и их проведения.
Краткие выводы
По итогам анализа представленного законопроекта можно сделать вывод о том, что он не создает комплексного правового регулирования правоотношений в связи с подготовкой к спортивным мероприятиям и их реализацией. Законопроектом урегулированы наиболее остро стоящие вопросы, связанные с логистикой мероприятия и привлечением иностранной рабочей силы, с правами и стандартами ФИФА в ходе подготовки к проведению мероприятий и их проведения.
Наименьшее внимание в рамках законопроекта уделено вопросам создания инфраструктуры ЧМ. Из всех планируемых к созданию и (или) реконструкции объектов выделены только стадионы. Предусмотренные в их отношении рамочные нормы не содержат никаких механизмов привлечения инвестиций.
В законопроекте существует ряд налоговых льгот для инвесторов и особый режим проведения мероприятий в целом, вместе с тем в него не вошли нормы об ускорении строительства или реконструкции объектов инфраструктуры или же механизмах софинансирования со стороны государства строительства/реконструкции таких объектов. Соответственно, на ряд существенных для инвесторов вопросов, таких, как порядок предоставления земельных участков, обеспечение предоставления бюджетного финансирования, гарантии спроса на услуги, предоставляемые с помощью спортивных объектов после завершения мероприятий и т. п., ответ не дается.
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №6 Ноябрь/Декабрь 2012