Что нужно сделать, чтобы болельщик чувствовать себя спокойно в любой точке огромного стадиона, СБК обсудил с Артёмом Шутовым — основателем и генеральным директором екатеринбургской проектной компании Brandiziac. Рассказываем, как этого добиться и как с обстоят дела с управлением потоков болельщиков на спортивных объектах России. Brandiziac занимается дизайном и навигацией пространств — от офисов до спортивных арен.
Навигация — одно из направлений дизайна, о котором слишком часто и совершенно незаслуженно забывают. Последствия такого отношения могут быть разными: от «пропавшего» туалета в торговом центре до давки на стадионе, когда разгорячённая толпа болельщиков не может найти выход.
Что вообще такое навигация?
Навигация (или wayfinding) — это система, помогающая людям ориентироваться и находить маршрут в физическом пространстве. Этот термин охватывает не только указатели и карты, но и общее проектирование среды, где конечная цель — сделать перемещание понятным и удобным для пользователя.
Для достижения этой цели используется широкий набор инструментов из самых разных областей: для создания эффективной системы навигации требуются знания не только графического дизайна и архитектуры, но и поведенческой психологии. Проще говоря, человек должен в любой момент понимать, где находится и как добраться из точки А в точку Б.
Принципы эффективной навигации
Стоит отметить несколько ключевых принципов, помогающих создать цельную и эффективную систему ориентирования в пространстве:
- Ясность и читаемость. Символы и пиктограммы должны быть универсально понятны в любой точке мира. Важно использовать контрастные сочетания цветов, привлекающие внимание и позволяющие быстро понимать информацию. Шрифт — тоже не украшение, а функциональный инструмент, который передает информацию.
- Стилевая цельность и последовательность. В каждом проекте дизайнеры разрабатывают собственный код и строго ему следуют. Например, на стадионе каждый сектор обозначается своим цветом, размер шрифтов более значимой информации делается крупнее, создаются цифровые и буквенные обозначения для каждого отдельных инфоблоков или зон.
- Интуитивность. Процесс должен быть психологически понятным и не вызывающим беспокойства: человек в любой момент должен ощущать, что движется в верном направлении, и чувствовать спокойствие, что все «под контролем».
- Размещение в ключевых точках. Входы и выходы, перекрёстки, лифты — все места, где человек выбирает маршрут, должны быть чётко обозначены.
- Учёт особенностей пользователя. Например, для инвалидов-колясочников и детей знаки устанавливаются ниже, а для слабовидящих и пожилых детей делаются более крупные указатели.
- Интеграция в архитектуру. Элементы, отвечающие за ориентацию в пространстве, не должны портить дизайн пространства или существовать отдельно от него, но при этом не может себе позволить «теряться» в интерьере. В идеале архитектура и навигация развиваются параллельно, дополняя друг друга.
- Вандалоустойчивость. Все материалы должны быть устойчивыми к физическим, химическим и атмосферным воздействиям. Это особенно важно для спортивных объектов.
Однако, как отмечает Шутов, далеко не все осознают, насколько это сложная задача. Для большинства заказчиков, даже при высокой стоимости объекта, это всего лишь «А, таблички».
Многие владельцы объектов либо игнорируют запрос на грамотную организацию ориентирования в пространстве, либо пытаются решить его, как им кажется, с минимальными затратами. Именно этим Шутов объясняет повсеместное распространение интерактивных панелей и мобильных приложений для ориентации в огромных комплексах.
Формализованных требований к навигации на объектах практически нет. В ГОСТе содержится лишь общее требование об удобстве навигации, а в стандартах FIFA и FISU нет чётких регламентов для систем ориентирования в пространстве.
Проектирование спортивных объектов: хитрости, риски, уроки ЧМ-2018
Конечно, проектирование стадиона или дворца спорта будет сильно отличаться от проектирования, например, музея. Основная особенность здесь — это «залповый» сценарий эксплуатации, когда одновременно большие массы людей должны сначала зайти на объект, как можно скорее добраться до своего места на трибунах а потом так же быстро покинуть его. В таких случаях система указаний должна быть «агрессивной», заметной, даже навязчивой, чтобы посетитель точно не потерялся в толпе. Есть и региональные особенности.
Далеко не все проекты получились успешными. Например, стадион в Краснодаре. Хотя эстетически он прекрасен и выверен, и многие дизайнеры гордились бы участием в таком проекте, подчёркивает Артём, указатели там недостаточно заметны, и порой это приводило к курьёзным ситуациям.
Один из знаковых собственных проектов компании Brandiziac для ЧМ-2018 — «Екатеринбург Арена». Здесь команда столкнулась с рядом сложностей: здание объединяло архитектурные элементы сталинской эпохи и современные металлические конструкции со светодиодными подвесками. К работе в такой эклектичной среде, и без того непростой, прибавлялись требования ФИФА и ФК «Урал», которые иногда противоречили друг другу.
Обновлённая «Екатеринбург Арена» успешно прошла проверку болельщиками на тестовом матче перед началом Чемпионата Мира. Как отметил Шутов, проблем с навигацией не возникло — зрители легко находили свои места, выходы и другие необходимые зоны.
«Навигация здорового человека»
Чтобы навигация на любом объекте — от офиса или музея до стадиона и аэропорта — была действительно эффективной, её основы нужно закладывать на самом раннем этапе проектирования, заключает Артём Шутов. Уже на этапе предпроектного исследования необходимо анализировать поведение пользователей и определять ключевые точки, где навигация особенно важна.
Специалисты по навигации в стране есть, но как правило работают они только в одной, довольно узкой нише, отмечает основатель Brandiziac. Чаще всего это штатные сотрудники крупных компаний, например, РЖД. Они обладают нужным опытом и хорошо понимают, как правильно управлять движением пользователей на своих объектах. Но и им основные принципы и дизайн разрабатывают специализированные компании. Реальная же экспертиза формируется благодаря работе с различными пространствами и спецификой.
Продуманная навигация – это не просто набор табличек со стрелками, а целостная система, которая превращает любое пространство в понятную и комфортную среду для его пользователей.
Это «система программирования» пространства, в которой каждая деталь, от ярких указателей до интуитивно понятных символов, работает на достижение общей цели – облегчить и ускорить перемещение людей. В конечном итоге, внимание к навигации экономит не только время и нервы посетителей, но и становится залогом успешного функционирования объекта, независимо от его масштаба или специфики.
На спортивных объектах продуманная система указателей пока скорее редкость, чем что-то обязательное. Причины довольно очевидны: это и отсутствие чёткой регуляторной базы как на государственном, так и на международном уровне; и пренебрежительное отношение — то самое «А, таблички»; и порой просто непонимание важности — пока в давке на выходе с переполненного стадиона не понадобится быстро найти уборную.