Московские бизнесмены крайне неохотно рассказывают об обществе «Динамо». «Там сплошь силовики, но земли у них очень много» — такие расплывчатые ответы дают даже те, кто сотрудничал с бело-голубыми в строительстве. «В Москве «Динамо» используется как таран, чтобы пробивать участки, — говорит бывший префект Северного округа Олег Митволь. — За небольшую долю в проекте они помогают административным ресурсом». Как это работает, бывший чиновник не объяснил.
Динамовцы умеют хранить секреты. Шесть запросов в приемную председателя общества Владимира Проничева остались без ответа. Мы обращались с вопросами в десяток подразделений «Динамо», но ответов получили очень мало. Пресс-секретари клубов говорить о бизнесе «Динамо» тоже отказывались.
Владимир Проничев, который с 2003 года руководит клубом, сделал карьеру в погранвойсках и 10 лет был главой погранслужбы ФСБ России. В попечительский совет «Динамо» входят глава ФСБ Александр Бортников, бывший сослуживец Владимира Путина глава ФТС Андрей Бельянинов, директор ФСКН Виктор Иванов, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, глава ВТБ Андрей Костин и первые лица других силовых ведомств и госкомпаний.
«Динамо» — крупнейший владелец недвижимости среди всех российских спортивных обществ», — говорит гендиректор Colliers International Николай Казанский. Недвижимость спортивного общества — это не только стадионы и спортивные клубы, бассейны, но и не столь заметные здания спортивных школ, тиров и т. д. Однако если такие объекты расположены в больших городах, их реконструкция или снос и застройка участка может принести немалые деньги. Только в Москве на участках, связанных с «Динамо», строится или построено 2,8 млн кв. м жилья. Продажи квартир могли принести девелоперам $8,4 млрд. Почему же само общество не озолотилось на девелоперских проектах?
Генерал на генерале
В советские времена «Динамо» было государством в государстве — с сетью фабрик и торговых предприятий, которая обеспечивала ему самофинансирование. Кроме того, многие функционеры «Динамо» получали зарплату в силовых ведомствах. В 1990-е спортивные организации и фабрики стали самостоятельными юридическими лицами, которые могли претендовать на стадионы, здания, землю, но руководители на местах не всегда были в состоянии сохранить активы в собственности «Динамо». «Борьба за возвращение собственности, незаконно отторгнутой у общества в период 1990-х годов, — один из серьезных вызовов, с которыми нам пришлось столкнуться, — сетовал Владимир Проничев, докладывая Попечительскому совету об итогах работы в 2005–2009 годах. — Перечень занял бы несколько страниц, и он в неприятном смысле впечатляет. По некоторым объектам нет даже документов».
Однако не все в порядке и с недвижимостью, оставшейся под контролем динамовцев.
По данным сайта Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», в него входит 81 региональная организация и 1810 спортивных секций. Общество имеет более 60 команд в разных видах спорта и 200 спортивных сооружений в разных регионах России. Структурно «Динамо» состоит из первичных, местных, региональных и межрегиональных организаций, каждая имеет свой совет и председателя. Председатель центральной организации — генерал Владимир Проничев.
Не все юридические лица оформлены как «дочки» на балансе «большого» «Динамо» — по данным СПАРК-Интерфакс, таких только 28. Почему? Местные или региональные организации вправе учреждать свои хозяйственные общества. Некоторые команды принадлежат региональным отделениям или другим юрлицам, связанным с «Динамо». Например, долями в московском ООО «Некоммерческое партнерство «Спортивный клуб «Динамо» (НК «СК Динамо», это знаменитый волейбольный клуб), по данным ЕГРЮЛ, владеют московская городская организация «Динамо», региональная общественная организация «Динамо-24», Национальный фонд развития и другие юрлица. Учредителями «Динамо-24» были генерал-лейтенант ФСБ Валентин Андреев, несколько лет возглавлявший группу «Альфа», и генерал-майор Алексей Козлов, бывший глава Клуба выпускников Высшей школы КГБ. Председатель «Динамо-24» — глава Службы организационно-кадровой работы ФСБ России Евгений Ловырев.
Друзья президента
Братья Ротенберги пытались применить в «Динамо» менеджерские таланты, но не смогли.
Возглавил хоккейный клуб «Динамо» в 2012 году. В 2013 году братья Ротенберги запустили процесс объединения футбольного и хоккейного клубов «Динамо» на уровне управления и даже договорились об этом с основным спонсором клуба — банком ВТБ, однако объединения не произошло. В 2012 и в 2013 годах ХК «Динамо» выигрывал Кубок Гагарина (основной трофей КХЛ), в 2014-м не смог стать даже бронзовым призером, а в 2015-м занял третье место. Вкладывали ли братья свои деньги в развитие команд или только управляли средствами, которые выделял ВТБ, неизвестно. Однако недавно банк объявил, что прекращает финансировать команды напрямую: спонсорскую помощь предложено распределять через центральный совет общества «Динамо». Ротенберг ушел с поста президента в июле 2015 года.
Когда в 2012 году Борис Ротенберг стал президентом футбольного «Динамо», в этом клубе уже играл его сын Борис. За два года президентства Ротенберга ФК «Динамо» ни разу не вошел в тройку победителей российского чемпионата (занимал 4-е место), но пробился в 1/8 Лиги Европы. «Динамо» покупал дорогих игроков, дефицит бюджета клуба за 2012–2014 годы составил €257 млн. Из-за многократной разницы между доходами и расходами UEFA исключила команду из еврокубков. В июле 2015 года Борис Ротенберг заявил, что уходит из клуба, чтобы сосредоточиться на других проектах.
Формально московский волейбольный клуб не ушел от большого «Динамо». Андреев долго был первым замом Проничева. Козлов возглавляет компанию «Строй Инвест Проект Динамо», которая занимается популяризацией спорта среди молодежи. Ловырев вместе с Андреевым входит в президиум центрального совета «Динамо». Однако на деле «подшефные» организации обладают большой долей независимости и напрямую обществу не подчиняются. Со многими региональными структурами «Динамо» ведет жесткие судебные споры, пытаясь отсудить землю и недвижимость.
Футбол: ничья
Московские объекты недвижимости «Динамо» первыми были взяты в оборот.
Самым известным девелоперским провалом «Динамо» является проект реконструкции стадиона в Петровском парке в Москве. В 2004 году глава компании «Федкоминвест» Алексей Федорычев купил ФК «Динамо» и за несколько лет вложил в покупку игроков более $150 млн. Отбить инвестиции он собирался за счет девелоперского проекта по реконструкции стадиона на пересечении Ленинградки и Третьего транспортного кольца. Однако получить согласования властей ему не удалось, и в 2007 году он продал клуб обратно центральному совету «Динамо».
«Клуб, располагающий серьезной материально-технической базой, оказался лакомым кусочком для авантюристов, рассматривавших его в качестве способа личного обогащения, — охарактеризовал ситуацию в 2010 году Владимир Проничев. — Судьба команды их не волновала, они рассматривали клуб лишь как инструмент для получения в собственное пользование земельного участка в Петровском парке. Эта ситуация стала для нас большой головной болью и стоила нам серьезных усилий по «расшивке» долгов и выкупу акций клуба обратно».
Сумма сделки, по оценкам, составила несколько миллионов долларов. Эти деньги центральный совет «Динамо», счета которого часто бывают пусты, взял в кредит в ВТБ. В результате проект ВТБ «Арена Парк», в котором помимо реконструированного стадиона будут еще апартаменты и офисные площади, полностью реализуется менеджментом ВТБ.
Хоккей: всухую
Сейчас уже мало кто помнит, что недалеко от Петровского парка на Ходынском поле должны были построить домашний стадион для хоккейной команды «Динамо». В 2000 году и. о. премьера правительства Москвы и старый болельщик «Динамо» Валерий Шанцев подписал постановление о строительстве на Ходынке ледового дворца.
«Динамо» определили заказчиком, общество должно было подобрать подрядчиков, а деньги на стройку планировали взять с коммерческих предприятий — в счет причитающейся в московский бюджет части налога на прибыль (была тогда в Москве такая программа). Строительство стадиона на 15 000 мест должно было завершиться в 2002 году, после этого объект перешел бы в собственность «Динамо». «Мы только на подготовку проектной документации потратили полмиллиона долларов», — рассказывает Михаил Титов, известный хоккеист и бывший сотрудник КГБ СССР, который в 1995–2005 годах на разных должностях руководил ХК «Динамо».
Дело шло медленно. В 2003 году стройка еще не началась. Для реализации проекта правительство Москвы создало ОАО «Новко» (40% акций оставило за собой, а 60% получила швейцарская компания Maple Leaf Stadiums AG, построившая несколько стадионов в Европе). «Новко» получило право аренды 10,2 га на Ходынском поле, где, чтобы окупить вложения инвестора, решили построить еще и торгово-развлекательный центр.
Но где в этом раскладе «Динамо»? «Сначала были все решения нам стадион сделать, — говорит Титов, который сейчас возглавляет СДЮШОР «Динамо». — А потом подключилась мэрия и взяла все себе. Рене Фазель (тогда руководитель Международной федерации хоккея. — Forbes) приехал к банкирам, они зашли к Лужкову и пообещали за свои деньги построить не только ледовый дворец, но и аквапарк. Лужков и отдал проект им. Только они ничего не построили». О каких банкирах идет речь, неизвестно, запрос, отправленный в Maple Leaf Stadiums, остался без ответа.
В 2006 году выяснилась неприятная вещь: через год Москва должна была принимать чемпионат мира по хоккею, а нового ледового стадиона так и не появилось. В результате дворец «Мегаспорт» площадью 57 000 кв. м и стоимостью 2,7 млрд построил за счет городского бюджета концерн «Монарх», подконтрольный Сергею Амбарцумяну, который тогда был заместителем главы московского стройкомплекса Владимира Ресина. Амбарцумян сообщил Forbes, что он даже не слышал об участии в проекте общества «Динамо». «Планировалось, что стадион будет наш, — говорит со вздохом Титов, — а в итоге мы даже никакой компенсации не получили».
Долю в «Новко», у которого было право аренды участка 10,2 га, в 2006 году выкупил за 97 000 рублей столичный девелопер «Капитал Груп». Сейчас на этом участке, прилегающем к ледовому дворцу «Мегаспорт», «Капитал Груп» возводит жилой комплекс «Лица» (180 000 кв. м).
Волейбол: прием подачи
Если судить по распорядительным документам правительства Москвы, инвестпроектов, в которых участвовали бы подразделения «Динамо», наберется более двух десятков. Та же «Капитал Груп» была партнером «Динамо» минимум в четырех крупных проектах: «Аэробусе», «Авеню-77», ЭКО и «Триколоре» на проспекте Мира. «Мы отдавали обычную долю города», — заявил Forbes коммерческий директор девелопера Алексей Белоусов, отказавшись вдаваться в детали. Однако вот несколько примеров того, как работают динамовцы-девелоперы.
В 2004 году правительство Москвы и волейбольный клуб НП «СК Динамо» заключили инвестконтракт. Клуб получал в аренду 3 га земли на улице Ляпидевского, чтобы на деньги инвестора построить спортивно-жилищный комплекс с волейбольным дворцом. Затраты инвестора окупила бы сопутствующая недвижимость, а клуб переехал бы в новый дом. Так обстояли дела, когда в 2006 году гендиректором НП «СК Динамо» стал член общественного совета при ФСБ Вячеслав Ротавчиков.
Желающих получить площадку в Москве хватало: сначала инвестором стала строительная компания «Мосфундаментстрой-6» Виктора Нестеренко, потом, в 2008-м, группа компаний «Грас» Сергея Липатова и Андрея Крапивина. Но только в 2009-м «Динамо» удалось получить первую часть разрешительной документации для будущего жилого комплекса «Флотилия».
Заниматься девелопментом Вячеславу Ротавчикову понравилось. «Динамо» оформило в Москве новую площадку на улице Василисы Кожиной, неподалеку от Кутузовского проспекта. Здесь можно было построить 200 000 кв. м. В апреле 2008 года «СК Динамо» заключил инвестконтракт на строительство административно-офисного здания с компанией «Волей Гранд». Она должна была финансировать строительство, привлекать соинвесторов и подрядчиков и получить большую часть прибыли. Гендиректором НП «СК Динамо» был Ротавчиков, его замом — Евгений Смирнов. Учредителями ООО «Волей Гранд», созданного в марте 2008 года, по данным ЕГРЮЛ, были Вячеслав Ротавчиков, Евгений Смирнов и бизнесмен из Якутии Джулустан Борисов.
Зарегистрированный в одном здании с Всероссийской федерацией волейбола на Лубянке, «Волей Гранд» развил бурную деятельность. Приглашал подрядчиков, привлекал инвесторов, в 2010 году договорился о финансировании с группой ВТБ. Только продажа двух этажей, 15-го и 23-го, на этапе строительства принесла «Волей Гранд» более 102 млн рублей инвестиций. Однако подрядчики успели только провести подготовительные работы и выкопать котлован, и проект замер. «Волей Гранд» и «Динамо» с исполнителями работ вовремя не рассчитались. Сумма исков к ним, поданных в арбитражный суд, к 2013 году превысила 500 млн рублей.
В 2010 году между партнерами произошла размолвка. В августе Ротавчикова на посту гендиректора «СК Динамо» сменил Смирнов. СМИ писали, что партнеры волейбольного клуба были недовольны хозяйственной деятельностью Ротавчикова. В конце 2010-го — начале 2011 года многие спортсмены стали через суд добиваться выплат долгов по зарплате. А тут еще и долги перед подрядчиками по строительству на улице Василисы Кожиной — «Строймонолит-Сервис» требовал в суде 72 млн рублей за выполненные работы.
В апреле 2011 года «СК Динамо», «Волей Гранд» и «Строймонолит» подписали договор уступки прав требования. Долг «Динамо» перед «Строймонолитом», который достиг 104 млн рублей, был переведен на «Волей Гранд». В судах представители «Динамо» объясняли, что по контракту инвестор и так должен был финансировать работы подрядчика. То, что в итоге долг повис на арендаторе земельного участка, — недоразумение, которое договор уступки исправил.
Но совладельцы «Волей Гранд» отказались признать это решение. Вячеслав Ротавчиков и Александр Борисов обратились в суд как физические лица и потребовали отменить переуступку долга: решение «перевесить» долг с «Динамо» на «Волей Гранд» не было согласовано с ними как с владельцами 66% долей в компании и наносило им ущерб, кроме того, нарушало условия соглашения с ВТБ. Впрочем, суды всех инстанций отказались признать их правоту. Запрос в клуб остался без ответа, получить комментарии Ротавчикова не удалось.
Летом 2012 года Вячеслав Ротавчиков снова стал гендиректором «СК Динамо». С некоторыми подрядчиками и соинвесторами «Волей Гранд» рассчитался. Сумела ли компания заработать на проекте, неизвестно, финансовые показатели «Волей Гранд» не раскрываются. Сейчас компания принадлежит ООО «Паладин», за которым стоит кипрский офшор. Летом московские власти разрешили «Волей Гранд» разморозить стройку на улице Василисы Кожиной. Средства на проект дает ВТБ.
Остались ли динамовцы в проекте на улице Ляпидевского? Практически все права на ЖК «Флотилия», включая право аренды участка, перешли от «Динамо» к УК «Грас» — на каких условиях, неизвестно. Строительство финансирует Сбербанк, залоговая стоимость апартаментов, по данным проектной декларации, превышает 6,8 млрд рублей. А что же волейбольный дворец? Спортивно-оздоровительный комплекс относится ко второй очереди строительства и будет готов не ранее 2016 года.
Источник: Forbes