16 апреля прошла онлайн-конференция Betting in face of COVID-19 , посвященная особенностям ведения букмекерского бизнеса в период пандемии коронавируса
На видео-конференции выступили представители букмекерских компаний и киберспортивной сферы, поставщики решений для беттинг-отрасли, юристы. Они обсуждали изменениях, произошедших в индустрии из-за введения карантинных ограничений. СБК отобрал самые интересные наблюдения и прогнозы ведущих экспертов букмекерского рынка России.
70% дохода теряют сейчас букмекеры, по оценке первого вице-президента «Лиги ставок» Ольги Журавской. Эксперт считает, что к концу года рынок может впервые в своей истории показать падение.
Чем дальше, тем сильнее кризис бьет по офлайн-беттингу, уверен председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по букмекерской деятельности и тотализаторам Николай Оганезов. «Там, где пункты приема ставок были рентабельными, в перспективе они уйдут в минус», – полагает Оганезов.
«Мир никогда не будет прежним. Это значит, что когда все закончится, мы не вернемся к прежнему формату ведения бизнеса. Это нужно принять. Трансформируется и формат основных процессов, и сам продукт, и модель потребления», – убежден заместитель генерального директора «Лиги ставок» Игорь Столяров. По его словам, в ближайшее время будет стремительно ускоряться развитие основных трендов, преобладающих в мировой экономике последних лет. Речь идет о росте электронной коммерции, дистанционной занятости сотрудников, персонализированном маркетинге, омниканальности и переходе пользователей в мобайл.
Николай Оганезов считает, что европейские страны не готовы к быстрому выходу с карантина. Поэтому вероятность возобновления спортивных соревнований в мае крайне низка. А вот в июне первые игры уже могут состояться. Игорь Столяров настроен более пессимистично и полагает, что индустрии надо быть готовым к более затяжной рецессии. «Какие-то спортивные события, может быть, начнутся в сентябре. Но мы в любом случае продолжаем считать спорт главным направлением, рассчитываем зарабатывать на нем и поддерживать его. Хотя киберспорт в последние месяцы, конечно, вырос в несколько раз», – поделился Столяров.
Киберспорт сейчас занимает 30–40% от всех ставок, и после пандемии он сохранит свое лидерство, считает Николай Оганезов. А, по мнению гендиректора ZeroGravity Group Александра Кохановского, кризис оказывает на киберспорт как положительное, так и отрицательное влияние. Из-за карантинных офлайн-турниры могут возобновиться только в первом квартале 2021 года. В то же время растет число онлайн-турниров, а игроки начали чаще делать ставки на кибердисциплины. «В ближайшие 10 лет киберспорт станет самым большим спортом на планете. Аудитория спортивного беттинга будет взрослеть и „отмирать“, а аудитория киберспортивного беттинга – наоборот. Esports уже в тренде, а после окончания пандемии только усилит свои позиции», – заявил Кохановский.
Другую альтернативу традиционным видам спорта предложил гендиректор TVBET Петр Корпусенко. Он считает, что ТВ-игры позволяют букмекерам удерживать клиентов, сохранять часть доходов и достигать стабильности бизнеса за счет диверсификации рисков. А в будущем это направление может приносить прибыль в межсезонье.
Нашла позитив в кризисе директор по маркетингу «Фонбет» Алина Якиревич. Она уверена, что нынешняя ситуация позволит сделать бизнес более эффективным. «Здорово, что нам пришлось через это пройти, потому что это помогло оптимизировать все процессы – и не только маркетинг, – сказала Якиревич. – Сейчас нам не надо устраивать гонки бюджетов, а можно спокойно и внимательно посмотреть на расходы, переждать, оценить ситуацию и оптимизировать все направления: персонал, маркетинг, продукт».