В 2016 году НИУ ВШЭ и «Левада-центр» проанализировали рынок дополнительного образования в России. Они опросили более 3,8 тыс. родителей школьников и узнали, в частности, что спорт – самое популярное направление для занятий ребенка после уроков. В различные спортивные секции своих детей отправила половина родителей. Правда, среди выбравших коммерческие организации их всего 14%.
Похожие данные получила и школа «Летово». Согласно ее исследованию, 54% процента взрослых жителей крупных городов России выбрали для своих детей спортивные школы и секции. Назвали родители и факторы, определяющие выбор организации дополнительного образования. Самые важные – подходящее расписание занятий, стоимость и удобное расположение. На втором месте – характеристики персонала: квалификация преподавателей, доброжелательность педагогов и других работников, создание общей благоприятной атмосферы на занятиях. А вот факторы, связанные с репутацией (отзывы в интернете, достижения других учащихся) и с инфраструктурой, оказались не слишком значимы.
Городские показатели
Доля занимающихся спортом в Москве в разных возрастных группах.
До 14 лет – 85%
15–29 лет – 67%
30–59 лет – 17%
60–79 лет – 5%
Старше 80 лет – 1,5%
Источник: Москомспорт
По данным Москомспорта, спортивные услуги в городе оказывают 5660 организаций. Количество детских спортивных секций приближается к 2 тыс. Около 600 из них можно посещать бесплатно. Это уровень массового спорта. А специализированных спортивных школ (государственных и частных) в городе 186.
Выбор вида
В 2017 году, по данным Министерства спорта России, самые популярные виды спорта в системе подготовки спортивного резерва детей до 16 лет – футбол (365 тыс. человек), плавание (200 тыс.), волейбол (198 тыс.). Далее следуют борьба, легкая атлетика, баскетбол, дзюдо, лыжные гонки, бокс и хоккей. Всего спортивные школы в 2017 году посещали 2,82 млн детей и подростков в возрасте до 16 лет.
₽5–10 тыс. в месяц – характерный средний чек на дополнительное образование ребенка
Самый популярный для занятий вид спорта в России среди всех возрастов – футбол, ему уделяют свое время почти 3 млн человек. Баскетбол с показателем 1,66 млн на пятом месте, он уступает также волейболу, плаванию и легкой атлетике.
Места мяча
В Москве 10 государственных баскетбольных спортшкол и 110 детских спортивных секций по баскетболу. 24 организации предлагают бесплатные услуги. Обычная посещаемость баскетбольной спортивной секции – 20–25 тыс. человек в год. Одно часовое занятие в группе в государственной школе в среднем стоит ₽300, а в коммерческой – ₽500. Индивидуальная тренировка обойдется в ₽1500–3500.
83% рынка коммерческих баскетбольных школ и клубов Москвы (для обучающихся до 18 лет) делят между собой «Стремление» (32 подразделения), «Любительская баскетбольная академия» (19) и Teenbasket (6).
Чаше всего тренировки организуются в спортзалах общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Представители баскетбольных школ признают, что все эти площадки отличаются друг от друга, но отмечают, что покрытие в любом случае подходит для баскетбола. Есть и специализированные комплексы, например, «Территория мяча» с семью современными площадками с амортизирующим основанием.
В большинстве школ систематические занятия (две-три тренировки в неделю) проводятся с сентября по май, а в летние месяцы для учеников организуют спортивные лагеря, которые могут базироваться в черте города, в Подмосковье, а также на курортах. Стоимость участия в таком лагере – ₽16–58 тыс.
Баскетбол как спортивный бизнес развивается. Спрос, несколько возросший после выхода фильма «Движение вверх», имеющиеся организации могут удовлетворить. Однако, чтобы рост был не только количественный, но и качественный, нужна система, координирование деятельности всех учреждений, оказывающих спортивные услуги. И поставленная президентом РФБ Андреем Кириленко задача сделать баскетбол вторым по популярности видом спорта в стране к 2020 году может быть решена.
Текст: Вера Кочерова
Профессиональное обсуждение баскетбольной индустрии – 3 августа в Москве на конференции «Экспо-Баскет 2019»!
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (36) декабрь 2018