Лидеры строительного рынка прикладывают особые усилия для внедрения самых передовых и прогрессивных разработок
Первые шаги
История строительства – это история в том числе и постоянной оптимизации, поиска вариантов, как сделать объект быстрее, качественнее и дешевле. Но даже очень эффективным и выгодным решениям иногда непросто найти свой путь, заработать доверие и заслужить признание.
«На все незнакомое люди обычно реагируют без энтузиазма, – рассказывает Сергей Лубенец, генеральный директор ООО «СтальПроект». – Приходится долго объяснять преимущества новой технологии, чуть ли не уговаривать ее попробовать, согласиться хотя бы сделать расчет».
Так было, например, с применением литых деталей вместо сварных. Плюсы решения очевидны: готовое изделие не требует сложных работ при монтаже, обеспечивает постоянный уровень качества, сокращает сроки работ, снижает загрузку строительной бригады. Однако внедрять литье вместо сварки приходилось порой чуть ли не с боем, при том что в Европе его используют повсеместно. А ведь для уникальных объектов, которыми занимается «СтальПроект», эта технология подходит особенно хорошо.
«Мы буквально заставили одного их наших заказчиков использовать литые детали на своем объекте, – вспоминает Сергей Лубенец. – И все получилось настолько хорошо, что в следующем проекте он сам попросил нас применять именно литье. Хотя там как раз была возможность обойтись традиционной сваркой».
Конечно, как и в случае с любой новой технологией, в чистом виде литье обходится дороже сварки. Но, если учесть не только изготовление детали, но и затраты времени и сил на монтаж, требования к подготовительным работам и так далее, выбор более прогрессивного решения обернется экономией. Успешный опыт первых объектов – стадионов для чемпионата мира по футболу 2018 года в Самаре и Екатеринбурге – поможет ООО «СтальПроект» внедрять новинку в следующих проектах.
Спортивные объекты ООО «СтальПроект»
– Стадионы ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону.
– Стадион ФК «Краснодар».
– Гоночная трасса Moscow Raceway.
– Малая арена стадиона ФК «Спартак».
– Спорткомплекс в Душанбе.
– Крытые катки в московских районах Лефортово, Южное Медведково, Бибирево.
От мостов – стадионам
Именно спортивные арены становятся пионерами и в использовании еще одной технологии, которую «СтальПроект» развивает вместе с компанией PPG, – покрытии контактных поверхностей сдвигоустойчивых соединений фрикционным грунтом.
Фрикционное соединение – соединение на высокопрочных болтах, создающих необходимую силу трения между сопрягаемыми металлическими элементами за счет их обжатия.
Фланцевое соединение – соединение составных частей изделия с применением фланцев, плоских деталей квадратной или круглой формы с равномерно расположенными отверстиями для болтов и шпилек.
Качество и долговечность любой строительной конструкции напрямую зависят от строгого выполнения всех технологических операций, в том числе подготовительных. Больших усилий от строителей требует обработка поверхностей деталей для фрикционных соединений. Традиционно на заводе их подвергают только дробеструйной чистке. А уже непосредственно перед монтажом на площадке контактные площадки чистят щетками, подвергают газопламенной или пескоструйной обработке. Отдельно требуется готовить высокопрочные болты: расконсервация, обезжиривание, проверка… Но и это еще не все. После сборки конструкции соединениям требуется еще и герметизация специальным составом и краской.
ООО «СтальПроект»
Проектная организация, специализирующаяся на разработке комплексной проектной и рабочей документации для строительства объектов гражданского, спортивного и производственного назначения. На рынке проектных услуг более 15 лет.
Использует в своей работе как теоретическую базу, творческие наработки и опыт старой советской конструкторской школы, так и самые современные инструменты инженера-конструктора (графические редакторы, автоматизированные расчетные комплексы, виртуальное 3D-моделирование объектов).
Зачастую все эти операции производятся не в самых благоприятных погодных условиях и на большой высоте, так как подобные соединения характерны для несущих элементов покрытия. А для работы технологии необходимо создавать на стройплощадке зону струйной обработки. Кроме того, после абразивоструйной очистки срок годности контактной поверхности монтажных соединений составляет не более трех дней, и то при определенных значениях относительной влажности.
И вот с целью исключения дополнительной подготовки фрикционных поверхностей на стройплощадке проектировщик может выбрать способ подготовки этих зон непосредственно на заводе цинк-силикатным покрытием с содержанием цинка более 85%, что обеспечивает требуемый уровень фрикционных характеристик.
Эта технология активно применяется при строительстве за рубежом. В России первым стадионом с использованием полностью обработанных на заводе контактных зон стала арена ФК «Краснодар». Соединения там не фрикционные, а фланцевые, но и им нужна такая подготовка. Монтаж по принципу «бери и монтируй» в Краснодаре осуществлялся благодаря решению немецкой проектной организации schlaich bergermann partner (sbp gmbh).
Примеры применения DIMETCOTE 9 за рубежом
– Шлюзовые механизмы Остерсхельдекеринга, крупнейшей дамбы проекта «Дельта», защищающей Нидерланды от наводнений.
– Мемориальный мост Леонарда Закима в честь сражения Банкер Хилл в Бостоне.
– Мемориальный мост Майка О’Каллагана – Пэта Тиллмана через реку Колорадо рядом с дамбой Гувера.
– Железнодорожный мост в городе Бин Стейшн (штат Теннесси).
«Раньше в России такие решения применяли только мостовики, – объясняет Сергей Лубенец. – Обычно они первые используют наиболее продвинутые технологии, а уже строители их перенимают».
В итоге по новой технологии конструкции окрашиваются полностью, финишно уже на заводе. Фрикционные поверхности покрываются высокотехнологичным цинкэтилсиликатным материалом PPG – DIMETCOTE 9. И на площадке их уже не надо никак готовить, можно сразу монтировать. Болты также применяются подготовленные – не «черные», а оцинкованные. И соединение не требует дополнительной антикоррозионной защиты.
PPG Paints Arena
Компания PPG была основана в 1883 году в Питтсбурге (США). А в 2016-го имя PPG Paints Arena, подчеркивающее лидирующее положение компании в сфере колористики, получила местная арена, на которой выступает одна из сильнейших команд НХЛ – «Питтсбург Пингвинз». Нейминговый договор заключен на 20 лет.
Согласно сертификату, выданному организацией Corrosion Control Consultants & Labs, Inc., покрытие DIMETCOTE 9 относится к классу B, то есть обеспечивает коэффициент трения выше 0,5. А прежде чем предложить это решение российским застройщикам, заявленные технические характеристики материала были доказаны еще раз. В частности, чтобы отвечать требованиям серьезных проектов, которыми занимаются такие организации, как ООО «СтальПроект», компания PPG обратилась в лабораторию испытаний конструкций ЦНИИСК им. Кучеренко, где покрытие DIMETCOTE 9 успешно прошло испытания.
«Мы были инициаторами проведения полномасштабных испытаний DIMETCOTE 9 на предмет возможности применения в наших проектах. И это единственная на сегодняшний день грунтовка, прошедшая полный цикл проверок, – подводит итог тестов Сергей Лубенец. – Не стандартный, а расширенный, учитывающий любые неблагоприятные факторы, вплоть до нарушения инструкции».
Выяснилось, что обработанная покрытием PPG поверхность почти не теряет своих фрикционных свойств, даже если состав нанесен вдвое толще, чем положено. Для аналогичных цинконаполненных составов такое отклонение обычно критично – коэффициент трения сразу падает вдвое.
Прорыв
Строительство «ВТБ Арены»
Вскоре после проведения дополнительных испытаний материал DIMETCOTE 9 был согласован для защиты фрикционных поверхностей конструкций «ВТБ Арены» – Центрального стадиона «Динамо» в Москве. А уже вслед за этим возможностью сокращения сроков и расходов при сборке конструкций заинтересовались генеральные подрядчики и монтажные организации других строящихся стадионов. В результате материалом DIMETCOTE 9 защищаются фрикционные поверхности конструкций арен в Волгограде, Нижнем Новгороде и Саранске. Нанесение покрытия осуществляется на лучших заводах-изготовителях: АО «Челябинский завод металлоконструкций», ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ», ООО «СПК Чимолаи», ООО «НТЗМК», ОАО «ЗМК» (Энгельс), ОАО «Стройметалконструкция» (Санкт-Петербург) и других.
PPG Industries
Мировой лидер в производстве покрытий и специальных материалов, обслуживании клиентов в строительной индустрии, производстве потребительских товаров, промышленной и транспортной сфере, на рынке автокомпонентов, использующий инновационные технологии и решения. Имеет производственные мощности и владеет долями предприятий более чем в 60 странах по всему миру.
Скоро высокотехнологичные покрытия PPG будут в полном объеме производиться на заводе компании в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк».
Стоит отметить, что компания PPG является единственным поставщиком антикоррозионных покрытий для металлоконструкций в проекте «Реконструкция Большой спортивной арены «Лужники», главного стадиона чемпионата мира по футболу 2018 года. DIMETCOTE 9 позволил продолжать ремонтные работы по металлоконструкциям и прошлой зимой, выступая в качестве грунтовочного слоя системы покрытий, который наносили при температура: до –18 °С!
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №27 Ноябрь 2016
На правах рекламы