— Сколько клубов ALEX FITNESS было открыто и закрыто за последние 2 года? Планируется ли открытие новых клубов в вашей сети?
— В 2015 году мы занимались инфраструктурной модернизацией действующих клубов и открыли всего несколько новых объектов. В этом году мы вновь делаем ставку на развитие региональной сети. Для этих целей мы намерены вложить существенную часть собственных средств, а также привлечь внешние инвестиции в новые проекты, которых насчитывается порядка 15.
— Какова динамика в России? Число тренажерных залов выросло или уменьшилось за последние 2 года? Каков прогноз на ближайшие годы?
— Текущая экономическая ситуация сказалась в том числе и на фитнес-индустрии — все игроки вынуждены адаптироваться и искать новые пути продвижения своего продукта, новых клиентов, а также удерживать старых. Но, несмотря на это, в 2016 году рынок продолжает расти, хотя и не так быстро, как в 2015. Кризис существенным образом повлиял на несетевых игроков, для которых повышение арендной ставки становится главным фактором, влияющим на рентабельность. Сетевые игроки более мобильны в этом плане, имея высокий запас прочности.
— Как изменилось распределение клиентов по сегментам?
— В условиях сокращения реальных доходов населения, к примеру, некоторые люди переходят из бизнес-сегмента в эконом, но этот тренд не является доминирующим. В целом спрос на фитнес носит инерционный характер. Человек, занимающийся спортом 2–3 года с постоянной периодичностью, не может одномоментно отказаться от этой привычки.
— Как пережила 2015 год сеть ALEX FITNESS? Чего вы ждете в 2016 году?
— В 2015 году было открыто всего несколько новых клубов, в связи с этим количество наших клиентов в абсолютном выражении существенно не изменилось. На данный момент у нас их примерно 330 тыс. человек. Так как спада покупательского спроса на долгосрочные абонементы нет, в будущем году мы ожидаем рост потребителей минимум на 7–10 %. Государство активно пропагандирует спорт, и это играет нам на руку — растет популярность занятия фитнесом среди населения России.
Первый клуб сети ALEX FITNESS был открыт в 2009 году в Санкт-Петербурге. Сейчас сеть насчитывает 56 клубов в 26 городах России, а также клуб в Сан-Франциско (США). В фитнес-холдинг «Алекс Фитнес» также входят клубы премиум-класса OLYMP.
— Какова ситуация по проникновению фитнеса в целом по стране и в сравнении регионов с городами-миллионниками?
— В целом по стране процент проникновения фитнес-услуг очень низкий. Поэтому говорить о насыщенности не приходится. На итоговый процент влияют такие факторы, как платежеспособность региона, средний уровень заработной платы, различные региональные и ментальные факторы.
В городах-миллионниках ситуация иная. Безусловно, федеральные центры и мегаполисы являются локомотивами развития современных фитнес-услуг. Многие региональные и федеральные центры близки к насыщению, они удовлетворяют текущий спрос.
Москва и Санкт-Петербург в числе лидеров — 756 и 330 клубов на город, соответственно. По абсолютным цифрам, количеству клубов (5 клубов на 100 тыс. населения), клиентов и выручке столица, конечно, обходит всех. Петербург — один из лидеров по соотношению количества фитнес-клубов к общей численности населения города — 6,4 клуба на 100 тыс. человек.
— Какие основные проблемы стоят сейчас перед фитнес-клубами? Какие останутся актуальными в 2016 году?
— Экономическая ситуация комплексно влияет на бизнес. Растут арендные ставки, коммунальные платежи, и это все на фоне экономической стагнации и сокращения платежеспособности населения в целом. Сложно прогнозировать показатели на текущий год, но мы ориентируемся на динамические показатели 2015 года и будем работать по ним.
— Во сколько сегодня оценивается объем рынка фитнес-услуг? Насколько он просел по итогам 2015 года? Каков прогноз на 2016 год?
— Общий объем российского рынка — примерно 130–150 миллиардов рублей. В 2015 рынок приостановил свое развитие, но долгосрочный тренд — положительный.
— Какова сегодня рентабельность фитнес-клубов? Ожидаете ли вы ее изменения по итогам 2016 года?
— Маржинальность в 2015 году была на уровне 10–15 %, в докризисный период данный показатель доходил до 20–30 %. Мы не скрываем, что в прошлом году наша рентабельность немного снизилась и составила около 10 %, при этом доход остался на прежнем уровне. Причина в нестабильной экономической ситуации, которая отразилась на всех игроках нашего рынка: возросли расходы на аренду, инвестиции, закупку оборудования, материалов и прочее. В следующем году мы планируем сохранить такой же процент рентабельности.
— Какова сегодня средняя стоимость годовой карты в Москве в залах нижнего ценового сегмента, среднего сегмента, в клубе премиум-класса? Будут ли скорректированы цены в этом году?
— Стоимость абонементов эконом-класса может начинаться и от 4 тысяч рублей в год, но это будет переполненное людьми подвальное помещение в 500 кв. метров. На мой взгляд, не самые комфортные условия для занятия фитнесом. Но и здесь есть своя аудитория. Цена абонемента в фитнес-клуб среднего класса варьируется от 15 до 20 тысяч рублей, бизнес-класса — от 30 до 50 тысяч рублей. А клубы премиум-класса продают абонементы от 50 до 150 тысяч рублей и более за год. В условиях кризиса последние тоже начали запускать скидочные акции, и иногда можно приобрести их абонемент по цене бизнес-класса.
ALEX FITNESS является клубом демократичного сегмента: качественный фитнес за разумные средства. В условиях снижения потребительских расходов данная ниша выглядит наиболее востребованной в ближайшее время.
В 2016 году не планируется снижения цен на спортивно-оздоровительные услуги. Но любители фитнеса должны смотреть не на крайне привлекательную стоимость абонемента, а на бренд, на то, какой жизнью живет клуб, открываются ли новые классы, проводятся ли соревнования, обновляется ли оборудование и делается ли ремонт. Только эти факторы позволяют с уверенностью утверждать, что клуб будет работать и скорое закрытие ему не грозит.