На сегодняшний день оператор сотовой связи «Вымпелком», работающий под брендом «Билайн», интереса к российскому спорту не проявляет. Тем не менее в прошлом году представительство компании заключило крупное соглашение с «Манчестер Юнайтед»
22 августа 2011 года вьетнамское подразделение «Вымпелкома» подписало трехлетний спонсорский контракт стоимостью в 15 млн евро с английским футбольным клубом «Манчестер Юнайтед», по условиям которого сотовый оператор получил право использовать бренд клуба в Лаосе, Вьетнаме и Камбодже. По оценкам обеих сторон, в результате данной сделки армия болельщиков «МЮ» и потенциальное количество абонентов сети «Билайн» в этих странах могут увеличиться еще на 16 млн человек, которые, в свою очередь, получат возможность видеть на своих мобильных телефонах все голы, забитые «МЮ», эксклюзивные интервью с ведущими игроками, а также первыми узнавать последние клуб- ные новости.
«Билайн» – самый подходящий для нас партнер во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Это молодая амбициозная компания, которая за короткий отрезок времени добилась значительного влияния на местном рынке телекоммуникаций», – отмечает коммерческий директор «Манчестер Юнайтед» Ричард Арнольд.
«Манчестер Юнайтед» – один из богатейших клубов в мире, чья стоимость на начало 2012 года составила 1,7 млрд фунтов стерлингов, и первый английский футбольный клуб, акции которого были размещены на Лондонской фондовой бирже в 1991 году. Экспансия бренда «МЮ» на спортивные и бизнесрынки стран Юго-Восточной Азии в прошлом году была также подкреплена листингом 25 % акций клуба на Сингапурской фондовой бирже. За счет этого публичного размещения акций владельцы «МЮ» – американское семейство Глейзеров – планируют значительно сократить долги клуба, которые на конец 2011 года составили 439 млн фунтов.
В связи с этим контракт с «Билайн» является логичным бизнес-решением, позволяющим усилить и без того мощное влияние бренда «МЮ» на азиатском рынке, где из 333 миллионов фанов «МЮ» по всему миру за клуб болеют 192 миллиона. 15-миллионный контракт хотя и не является сверхкрупным с точки зрения футбольного бизнеса «МЮ», но определенно считается масштабным для мобильного оператора в данном регионе мира.
«Билайн» начал свою деятельность во Вьетнаме в июле 2007 года. Несмотря на значительный прогресс, компания является лишь четвертой по занимаемой доле рынка, уступая трем местным грандам – государственным мобильным операторам VinaPhone, MobiFone и Viettel. В прошлом году российское подразделение «Вымпелкома» выделило дополнительно $ 500 млн для развития своего СП во Вьетнаме – GTEL–Mobile, которое осуществляет свою деятельность в регионе под брендом «Билайн Вьетнам». Генеральный директор «Билайн Вьетнам» Майкл Клузель отметил, что партнерство с легендарным «МЮ» способствует дальнейшему развитию всей индустрии футбола во Вьетнаме, где он и без того является видом спорта № 1. По его словам, обе стороны сделки удачно совпали в своем желании развивать бизнес именно в Индокитайском регионе, где, объединив свои усилия, смогут реализовать еще много совместных программ и акций в будущем.
Несмотря на беспрецедентный для местного рынка телекоммуникаций масштаб заключенной сделки, факт ее осуществления не стал сюрпризом для других мобильных операторов. Так, топ-менеджеры Viettel и VinaPhone неоднократно повторяли, что их компаниям от «МЮ» поступали аналогичные заявления о сотрудничестве еще задолго до «Билайна», но они их отклонили по финансовым причинам. «Мне с самого начала было непонятно, какую выгоду нашей компании может принести трехлетнее партнерство с «Манчестер Юнайтед», если по предлагаемым условиям сделки мы должны были платить клубу $ 6 млн ежегодно. Это невозможно!» – отметил представитель VinaPhone.
Вьетнамские эксперты полагают, что «Билайну» удалось добиться от «МЮ» лучших условий сделки, хотя $ 6 млн ежегодно (или $ 18 млн за три года) – это примерно то же самое, что «Билайн» заплатит «МЮ» (15 млн евро). Скорее, причина в том, что в отличие от трех крупнейших конкурентов «Билайн» в большей степени заинтересован в продвижении своего бренда в регионе, и в этом плане сделка подобного масштаба компании как нельзя кстати.
«Данная сделка представляется абсолютно логичной, так как «Вымпелком» активно развивает свой бренд в различных странах, включая страны Юго-Восточной Азии, – комментирует для SBC Кирилл Ларин, консультант в области коммерции и спортивного маркетинга. – «Манчестер Юнайтед» – один из самых сильных брендов футбольного мира, который имеет очень большое влияние на рынки Индокитая. Использование этого бренда позволит «Вымпелкому» решить поставленные перед компанией коммуникационные задачи в этом регионе».
«Честно говоря, я удивился, когда услышал о том, что в индустрию спорта в качестве спонсора пришел «Билайн», у которого имидж продвижения в основном ассоциируется с молодежными тусовками, – говорит Евгений Лариков, генеральный директор компании «Клубная атрибутика», которая в конце февраля приобрела у того же «Манчестер Юнайтед» лицензию на выпуск и реализацию клубной продукции в России. – С точки зрения географии и клуб, и «Билайн» поступили очень грамотно: в той же России английский футбол далеко не так популярен, как в Азии, а «Манчестер Юнайтед» плотно «сидит» именно в Азии. 15 млн евро – очень приличная для данного региона сумма».
Суммарное количество болельщиков английского футбола в целом и «Манчестер Юнайтед» в частности в России несопоставимо с Юго-Восточной Азией. Именно поэтому на сделку с «МЮ» пошел не головной российский офис «Вымпелкома», а его вьетнамское СП. «Бренд «МЮ» российскому «Билайну» вряд ли поможет здесь, – продолжает Ларин. – У любого клуба Английской премьерлиги существует достаточно жесткая градация своей аудитории, которая подразделяется на фанатов, считающих клуб «любимой командой № 1», и тех, кто считает его «любимой командой № 2» (как правило, это относится к иностранным клубам). Так вот, даже на статус «любимой команды № 2» «МЮ» в России не тянет, поскольку есть «Челси». По словам одного из активистов продвижения «МЮ» в России, зарегистрированных болельщиков клуба в России сейчас около пяти тысяч человек. Обычно для получения более-менее реальной картинки о точном количестве болельщиков принято умножать цифру зарегистрированных болельщиков на пять. Получаем 25 тысяч. Это число болельщиков, считающих «МЮ» любимой командой № 1. Можно с большой натяжкой предположить, что любимой командой № 2 по всей России «МЮ» считает около миллиона человек. Поэтому вполне логично, что российскому «Вымпелкому» не было смысла выкладывать 15 млн евро ради лишнего миллиона своих потенциальных абонентов в России», – заключает Кирилл Ларин.
Вместе с тем другой конкурент «Вымпелкома» в России – МТС – также активизировался именно на азиатском рынке спортивной индустрии, разместив свою наружную рекламу вокруг спортивных объектов летней Олимпиады в Китае. Однако спонсорский пакет до «Вымпелкома» в данном регионе никто не покупал.
Согласно финансовому отчету «Манчестер Юнайтед» за 2011 год, общий доход клуба составил 175 млн фунтов стерлингов, что на 18,5 млн больше, чем в 2010 году. Доходы от матчей увеличились с 52,4 до 54,5 млн фунтов, медиадоходы выросли с 53,7 до 60,9 млн, а коммерческие доходы, ранее составлявшие 50,4 млн, достигли отметки в 58,6 млн. Клуб также сократил долг, образовавшийся после прихода семейства Глейзеров, с 508 до 439 млн фунтов стерлингов. Причиной такого уменьшения стало то, что «Юнайтед» выкупил часть облигаций, которые были выпущены во время рефинансирования долга в начале 2010 года.