В преддверии проведения большого футбольного мероприятия у каждой страны есть уникальная возможность привести в соответствие с мировыми стандартами не только футбольную инфраструктуру, но и правовое поле, в котором действуют все участники грядущего праздника.
Необходимость изменений в российском законодательстве относительно проведения футбольных матчей уже признана всеми. Как следствие — на рассмотрение подан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Уже немало проведено круглых столов, написано громких обращений со стороны фан-движений, сделано заявлений ответственных чиновников и все идет своим чередом… как может показаться.
Однако никому из участников процесса не следует забывать, что написать текст закона — это даже не полдела. Основная задача заинтересованных сторон — сделать так, чтобы закон работал, а основным показателем эффективности данного, скажем, акта, будет повышение безопасности на футбольных матчах. И здесь очень велик соблазн, как говорят, «перенять международный опыт». Разумеется, в такой отрасли, как безопасность на футболе, очень сложно изобрести велосипед — ведь набор как правонарушений, так и наказаний достаточно стандартен.
Практически всю европейскую практику можно загнать в стандартную матрицу, в которой основными полями будут:
- законодательная база, регулирующая безопасность и правопорядок на спортивных соревнованиях;
- координация участников мероприятия;
- полномочия и границы использования полиции;
- санкции за нарушения;
- требования к стадионам;
- стюардинг;
- предупредительные меры.
Но международный опыт — это лишь набор инструментов, с помощью которых каждой стране необходимо сделать собственный свод правил, регламентирующих безопасность на спортивных соревнованиях, но с учетом внутренней специфики.
В России можно сформулировать набор факторов, которые необходимо учитывать при разработке законодательных актов, следующим образом:
• слабая инфраструктурная подготовка большинства спортивных площадок. Ведь, если будет принят закон, обязывающий клубы устанавливать, скажем, электронные системы контроля доступа, то нужно сразу понимать необходимость применения этого закона клубами второго дивизиона, где посещаемость с трудом переваливает за две тысячи зрителей;
• особенности России как федеративной республики — в последнее время в РФ все более остро стоит проблема проявлений расизма и национализма на футбольных матчах, и в то же время все более жесткие меры принимаются в этой связи международными спортивными организациями. Нет сомнений, что спортивные площадки являются лишь отражением общей ситуации в государстве, однако каждый должен понимать, что наказание за условный «банан» на стадионе и на районном рынке или дискотеке должно быть одинаковым. И именно на это будут обращать основное внимание организаторы грядущего ЧМ, потому что ситуация только обостряется как в РФ, так и в Европе;
• влияние фан-группировок: в России, без сомнения, одно из самых мощных фан-движений Европы. Все большее влияние на футбол имеют организованные группировки фанатов. Вот примеры только за последний год: вторжение на базу «Динамо» и стрельба по игрокам; отмена матча «Динамо» — «Зенит»; рекомендации по селекции «Зениту», опубликованные открыто и однозначно — с позиции силы. Текущая ситуация говорит об одном — с фанатами необходимо или воевать, или договариваться (тут как будет выбран вектор) как раз в формате нового закона;
• отсутствие практики может являться существенным ограничением эффективности любого законодательного акта. Если в стране никогда не внедрялся стюардинг на футбольных матчах, равно как и административный запрет на посещение стадиона, и многое другое — не нужно удивляться, что сразу все не то что не захотят — не смогут жить по-новому. Когда после принятия соответствующего закона на Украине большинство клубов принялись трудиться над обязательной «концепцией безопасности» или переодевать в стюардские манишки курсантов, было видно, что палка как минимум слегка перегнута, и из эффективного инструмента, закон начинает превращаться в своеобразный чемодан без ручки, который и нести неудобно, и бросить жалко.
• политическая ситуация: уже сегодня видно, что ЧМ-2018 в России будет являться одним из наиболее сложных по проведению с точки зрения контртеррористических действий. Слишком многие силы однозначно захотят «испортить праздник», а с развитием технологии это сделать достаточно просто. Поэтому ответственные службы однозначно смогут, и небезосновательно, требовать сделать из стадионов подобие режимных объектов. Но здесь не следует забывать, что большая часть антитеррористической работы должна быть направлена на выявление и предупреждение, и на стадионе бывает достаточно сложно эффективно повлиять на ситуацию. Путь к нахождению баланса — адекватная оценка риска и четкий механизм координации всех сил и средств.
С учетом всех вышеизложенных факторов, можно сформулировать некоторые рекомендации при разработке соответствующих законодательных актов:
• необходимо внедрять сертификат безопасности для стадионов, с обязательной дифференциацией по виду спорта, стадиону и дивизиону. Стандарт РФС «Футбольные стадионы», безусловно, должен работать как часть системы лицензирования, но необходим орган, который выдает спортивной площадке (ведь речь идет не только о футболе) сертификат, который подтверждает, что совокупность всех факторов безопасности соответствует нормам, и проводить спортивные и другие мероприятия на данном объекте можно;
• необходимо конкретизировать ответственность по всем видам правонарушений на спортивном объекте и, что немаловажно, предусмотреть механизм регресса (возмещение уплаченной суммы) от клубов или федераций к лицам, совершившим правонарушение;
• при внедрении административного запрета на посещение стадиона нужно понимать, что он является эффективной мерой при стопроцентной персонализации всех зрителей. Это может быть достигнуто при более чем 90%-й заполняемости стадиона (когда риск лишиться сезонного абонемента и стать в конец многотысячного листа ожидания весьма велик), либо при персонифицированной продаже билета и входа на стадион (итальянская модель). Сегодня невозможно реализовать персональную идентификацию болельщика при входе на стадион силами видеонаблюдения, а идея внедрения «карты болельщика» не настолько глобальна, чтобы работать на систему;
• нужна собственная модель отношений в формате «оператор стадиона — организатор мероприятия — лига — полиция — фанаты» с обязательным описанием прав, обязанностей и ответственности каждой из сторон. Таким образом, в РФ сложилась уникальная ситуация для законодательного регулирования отношений в области безопасности спортивных соревнований. Это не революционная ситуация, когда одни не могут, а другие не хотят. Как раз все могут, и все хотят. Поэтому впереди много работы.