Начальник отдела проектирования дирекции комплексной безопасности группы «Астерос» Алексей Красов рассказал СБК о приоритетах при техническом обустройстве спортивных арен
– Тема развития спортивной инфраструктуры стала одной из главных для страны в последние несколько лет. Мы знаем, что группа «Астерос» уделяет большое внимание этому направлению, сохраняющему актуальность даже в текущих непростых рыночных условиях. Какие проекты были для вас ключевыми в ушедшем году?
– Последний год мы вплотную занимаемся объектами, которые будут принимать матчи ЧМ-2018, например, олимпийским комплексом «Лужники», стадионом в Калининграде и другими. Огромная работа уже проделана и продолжается на «ВТБ Арене» и стадионе ПФК ЦСКА. На этих объектах мы выстраиваем не только систему безопасности, но и создаем инженерную инфраструктуру в целом.
– Те системы, какими должны быть оборудованы арены к ЧМ-2018, чем-то отличаются от обычных?
– Технические требования ФИФА к стадионам ЧМ-2018 в первую очередь нацелены на обеспечение безопасности. Второй по значимости стало качество телетрансляции и, соответственно, мультимедийная платформа для отображения происходящего на спортивной арене.
Основными инструментами для обеспечения комплексной безопасности являются панорамные камеры наблюдения за трибунами. Они помогают отслеживать правонарушения в секторах и выявлять зачинщиков беспорядков. Следующий шаг – переход на персонифицированный билет. На стадион можно будет попасть только по документу, удостоверяющему личность, и он должен при этом проверяться в автоматическом режиме.
Для обеспечения качественной телетрансляции требуется построение инфраструктуры, которая сможет справиться с большими потоками информации, передавая их на высокой скорости компаниям-вещателям. Все должно быть подготовлено для изображения на высшем уровне. Отдельно прорабатываются вопросы, связанные с размещением и оснащением комментаторских кабин и установкой видеокамер.
– Если распределять системы по значимости, в каком порядке Вы бы их расставили?
– С учетом современных реалий самый высокий приоритет у систем выявления диверсионно-террористических средств, противопожарной защиты и всего, что связано с эвакуацией и оповещением людей. На втором месте – системы контроля инженерных систем, так называемые СМИС (система мониторинга инженерных систем) и СМИК (система мониторинга инженерных конструкций). Они спроектированы для отслеживания целостности конструкций, чтобы избежать обрушений.
Далее идут все остальные системы безопасности, связанные с видеонаблюдением и контролем доступа.
Среди систем жизнеобеспечения критически важны энергоснабжение и бесперебойное питание. Без электричества ничто другое работать не будет. По требованиям ФИФА, конкретные системы безопасности и оповещения должны работать от источников бесперебойного питания не менее трех часов, а по российскому законодательству требуется только 30 минут. Это влечет за собой установку большого количества аккумуляторных батарей.
Для спортивных объектов важны системы связи с внешним миром. Внешний канал обязан обеспечивать передачу больших объемов информации, кроме того, необходимо выделить резервный способ связи – в случае обрыва одного, сразу же подключается другой.
– Сейчас одним из требований безопасности является защита данных. Как это будет организовано на объектах ЧМ-2018?
– При обеспечении информационной безопасности есть несколько нюансов. Если инфраструктура стадиона включает системы, обрабатывающие персональные данные, например билетно-кассовые или корпоративные (которыми пользуются отдел кадров, бухгалтерия), то по законодательству РФ в нее должны быть интегрированы соответствующие инструменты, обеспечивающие информационную безопасность. В такую систему войдут межсетевое экранирование, внутренние и внешние средства для предотвращения атак, контроль доступа и в том числе действий привилегированных пользователей.
– Существуют ли на российском рынке компании, специализирующиеся на производстве средств защиты информации?
– На российском рынке такие системы, безусловно, есть, но не все из них могут гарантированно обеспечить передачу и обработку данных на высоких скоростях. Поэтому для решения ряда задач приходится использовать и иностранные разработки, которые имеют все необходимые сертификаты и проверены на наличие недекларируемых возможностей. То есть подобный сертификат у устройства или программного продукта автоматически означает, что извне на него повлиять никак нельзя.
– В начале интервью Вы говорили про мультимедийные системы. Что они в себя включают?
– Мультимедийная система отвечает за трансляцию звука, проецирование или выведение видеоизображений. Если мы говорим про баскетбольные или хоккейные арены, то там есть медиакубы, куда выводятся какие-то интересные моменты, повторы, постоянно крутится реклама либо информация о матче. На футбольных матчах устанавливаются большие табло за воротами, которые показывают счет, а также выводят повторы интересных моментов. А в случае экстренной ситуации эти системы задействованы для трансляции сигналов оповещения о том, что надо организованно покинуть стадион и куда направляться. Это одна из приоритетных систем в части «слаботочки».
– Мы говорили с вами об объектах международного уровня. А что если рассмотреть арену, задействованную только в национальных соревнованиях? Какие системы необходимы для нее?
– Разница, в первую очередь, в организации телетрансляции. Если мы говорим о требованиях ФИФА, там очень жесткие ограничения именно по обеспечению этого процесса.
– А система безопасности?
– Разница небольшая, так как система безопасности разрабатывается еще и в соответствии с российским законодательством и требованиями МВД. Естественно, существует градация значимости объекта от количества зрителей и его назначения, от этого и предусматриваем определенные меры.
– В чем разница проектирования ИТ-систем в обычном многофункциональном спортивном комплексе и на арене уровня стадионов российской премьер-лиги или ФИФА? Какой минимальный набор функций должен быть у небольших объектов?
– Что касается набора систем, то он не меняется в зависимости от масштаба. Он тот же самый, просто «начинка» немного меняется. Будет в той или иной степени присутствовать работа с персональными данными, системами досмотра, антитеррористическими системами, трансляциями. Возможно, для очень маленьких объектов возможность телетрансляции предусматриваться не станет.
С точки зрения антитеррора объекты повышенной опасности необходимо оборудовать рентген-телевизионными установками для досмотра, детекторами взрывчатых веществ, гасителями радиосигналов, локализаторами взрывов и другой спецтехникой. На небольшом объекте, где собирается не более 500 человек, достаточно разместить металлодетектор на входе.
– В каких системах возможно использование только решений отечественного производства?
– В сфере систем информационной безопасности практически все ниши можно закрыть отечественными продуктами, однако стоит сделать оговорку, что иностранная компания, имеющая локализованное производство на территории России, считается российским производителем. При текущей тенденции к импортозамещению многие уже задумываются о том, чтобы просто перенести производство в Россию. Что касается ИТ-систем с высокими требованиями по скорости обмена данными, их обработке и хранению большого количества информации, наверное, пока серьезных российских аналогов нет.
– Отчего приходится отказываться в бюджетных проектах и как это влияет на качество?
– От удобства эксплуатации объекта. В остальном мы выполняем все условия, потому что они либо связаны с технологическими решениями, либо с нормативными актами. Поэтому приходится отказываться от каких-то дополнительных бонусов, поскольку, с точки зрения сметных расценок, их можно обосновать лишь в какой-то минимальной степени.
– Вы сами проходите экспертизу?
– Да, например, «ВТБ Арена» («Динамо) и «Калининград» уже прошли.
– Какие именно работы вы провели для стадиона «Калининград»?
– Сначала мы провели анализ особенностей объекта, включая ландшафтные, климатические и т. д. При этом учли все требования как российских, так и международных регуляторов, в том числе РФС, ФИФА и вещательных организаций, а также стандарты в области физической и информационной безопасности. Кроме того, в расчет взяли нагрузку на спортивную арену не только во время проведения ЧМ-2018, но и в режиме «наследие». В настоящий момент для арены мы спроектировали 13 технологических систем, которые обеспечат аудиовизуальное производство, коммуникационную среду для теле- и радиотрансляций. Так, звукоусиление направлено на аудиосопровождение любых мероприятий, в том числе воспроизведение объявлений и музыкальных фонограмм. При этом предусмотрено дополнительное технологическое оснащение для людей с ограниченными возможностями, в том числе слабослышащих. Для параллельной трансляции повторов, судейской информации и развлекательного контента планируется установить два видеотабло объекта размером 19 × 10 м². Кабельное, эфирное и спутниковое телевидение будут развернуты на трибунах СМИ на 1230 человек, а также в презентационных и ТВ-студиях. Системы связи, в том числе сеть Wi-Fi, рассчитаны на технические и административные зоны спортивной арены, зрительские трибуны и не менее 100 комментаторских позиций. Работы также предполагали проектирование оборудования конференц-зала, пресс-центра.
– А что Вы можете сказать про стадион ЦСКА? Чем занимались в рамках данного проекта?
– На арене ЦСКА мы выполняем работы по системам электроснабжения. Основная специфика тут в том, что объект очень плотно зажат существующей застройкой, что, в свою очередь, накладывает ограничения на размещение каких-то вспомогательных зданий, зон досмотра, транспортных площадок. Но, несмотря на это, требования надзорных органов и УЕФА удалось выполнить.
На правах рекламы
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №24 июня 2016