Генеральный директор ФГУП «Дирекция Программы» Юрий Тихомиров выступит с докладом "Практические аспекты реализации новой ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" с учетом опыта развития спортивной инфраструктуры в рамках действующей Программы" на конференции "Арена Форум" 27 мая в Балчуг Кемпински, Москва.
Форум будет посвящен проектированию, строительству и эффективному управлению спортивными аренами в кризисный и посткризисный период в России. Организатором конференции выступает журнал СБК при поддержке Министерства Спорт РФ.
Генеральный директор ФГУП «Дирекция Программы» Юрий Тихомиров ответил на вопросы СБК.
– Юрий Николаевич, за год до завершения действующей ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и начала новой Программы расскажите, с чего все начиналось?
– Стартовая точка была дана в 2006 году. Тогда Правительством РФ было принято очень важное решение – на федеральном уровне стимулировать у населения интерес к здоровому образу жизни и спорту. Как? Через создание инфраструктуры и условий для каждого человека. И за прошедшие девять лет было реализовано больше, чем запланировано с самого начала.
– С чем это связано?
– Изначально в ФЦП был утвержденный к строительству перечень малобюджетных ФОКов и плоскостных сооружений, но Программа, как живой организм, за эти годы трансформировалась и претерпевала изменения. Это в значительной мере происходило по инициативе субъектов РФ или муниципалитетов. И в результате был создан комплексный системный документ, в который каждый регион внес собственный практический вклад. Важно, что к строительству большого количества спортивных сооружений во всех субъектах РФ привлекались не только бюджетные средства.
– Какие существенные изменения были внесены?
– С момента утверждения Программы были приняты 14 дополнительных актов Правительства Российской Федерации. Например, по инициативе нашего Министра Виталия Леонтьевича Мутко появилась подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы». Правительство существенно увеличило бюджет проекта за счет федеральных средств – на 55,6%, был внедрен механизм пообъектного распределения субсидий.
– Сработало ли такое решение финансирования?
– Без сомнения, да. Кроме того, для эффективной подготовки спортсменов высших достижений и спортивного резерва субъектами Российской Федерации с участием федерального бюджета были построены 15 региональных центров по зимним видам спорта, чего первоначальная редакция Программы не предполагала.
– Можно сказать, что Федеральная целевая программа стимулировала развитие спортивной инфраструктуры?
– Совершенно верно. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование строительства в рамках всех инвестиционных программ Минспорта России, были вложены более чем в полторы тысячи спортивных объектов, из которых большая часть уже введена в эксплуатацию. Цифры общей статистики за годы реализации ФЦП говорят сами за себя. По всей стране построено более 29 тысяч новых спортивных сооружений. Среди них объекты с искусственным льдом, бассейны, ФОКи с универсальными игровыми залами, а также различные физкультурно-оздоровительные комплексы, в том числе открытого типа и другие объекты. И бюджетные средства тут действительно, как вы верно заметили, сыграли стимулирующую роль, послужили катализатором процесса привлечения в спортивную инфраструктуру достаточно серьезных финансовых ресурсов.
На сегодняшний день все субъекты РФ разработали и успешно реализуют собственные государственные программы развития спорта и спортивной инфраструктуры, не отстают от них и муниципальные образования. ФЦП сформировала интерес инвесторов, сделав спортивную инфраструктуру привлекательной с точки зрения частных инвестиций.
Важно отметить, что именно с использованием бюджетных средств построено более 30% бассейнов спортивной, а не только оздоровительной направленности. Из введённых в эксплуатацию 2,4 тысяч ФОКов с универсальными залами 1386 имеют «спортивные» габариты и укомплектованы самым современным спортивно-технологическим оборудованием.
– То есть акцент делается на поддержании высоких стандартов качества спортивных объектов?
– Да. Таким образом, при участии Министерства спорта РФ было построено более половины спортсооружений страны, предназначенных для массового спорта и подавляющее большинство спортивно-тренировочных центров для подготовки сборных команд Российской Федерации. Кроме того, бюджетные средства направлялись и на реконструкцию уже существующих объектов. Общий объем по капитальным вложениям за эту «десятилетку» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015» годы составляет 155 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 93,8 млрд рублей.
– В начале Программы все было по-другому?
– Вы правы. К примеру, в 2008 году, из 52 видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр, условиями для тренировок спортсменов сборных команд России были частично обеспечены лишь 11 летних видов спорта и 3 зимних. При этом на тот момент в Российской Федерации функционировали всего 4 тренировочных центра со слабой материально-технической базой.
– Какие тренировочные базы в стране были созданы для членов сборных команд России?
– Сегодня построен и реконструирован целый ряд современных федеральных спортивно-тренировочных центров. В Подмосковье 4 базы – «Озеро Круглое», «Новогорск», «Руза» и «Парамоново». В городе Алексин Тульской области создана учебно-тренировочная база «Ока» для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В фазе активного строительства и реконструкции находятся объекты тренировочного центра «Юг-Спорт» в г. Сочи, а также тренировочная база на высоте 1200 м в г. Кисловодске Ставропольского края. В Токсово Ленинградской области построен уникальный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта на базе Университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. В г. Чайковский Пермского края также на базе вуза, подведомственного Министерству спорта РФ, создан Центр подготовки по зимним видам спорта «Снежинка» с полной линейкой трамплинов. Завершается строительство крупного тренировочного центра при Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
В настоящее время материально-технической базой снабжены все зимние Олимпийские виды спорта, а летние – 24 из 39. К 2020 году с учетом создания сети региональных спортивно-тренировочных центров условиями для тренировочного процесса будут обеспечены все сборные команды РФ по всем олимпийским видам спорта в различных природно-климатических условиях, включая Среднегорье.
– Кто управляет столь масштабной реконструкционной и строительной деятельностью в спортивной отрасли?
– Полномочия государственного заказчика по осуществлению этой работы Минспорт России передал нам – Федеральному государственному унитарному предприятию «Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта». Ранее эти функции выполняло ФГУП «Спорт-Инжиниринг», профессиональный коллектив которого задал высокую планку при реализации Программы. Хочу также напомнить, что, кроме самой Программы, Министерство спорта реализует целый ряд других инвестиционных проектов.
– Есть ли показатель Программы, который Вы считаете особенно важным?
– Да, это касается массового спорта. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой, значительно увеличилась. Этот показатель вырос в 2,2 раза. Но откровенно следует признать, что уровень обеспеченности спортивными сооружениями пока недостаточен и на сегодня составляет: спортивными залами – 62,3%, плоскостными сооружениями – 30,3%, бассейнами – 9,9% от норматива.
– В разных регионах обеспеченность населения спортивными объектами разная?
– Да. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе обеспеченность населения спортивными залами составляет 23,7%, плоскостными сооружениями – 48,3%, а бассейнами – 3,9%. Сибирский федеральный округ снабжен спортивными залами на 35,1%, плоскостными сооружениями – на 72,1%, а бассейнами – на 9,5%.
– Каково количество незавершенных строительством объектов?
– С начала текущего года количество «долгостроев» сократилось в 3,8 раза. В стадии строительства все еще находится 161 объект, подлежащий вводу в эксплуатацию в текущем году.
– Насколько серьезно сегодня контролируется процесс их строительства? И кто несет ответственность за срыв сроков?
– Незавершенное вовремя строительство – это, конечно, большая проблема, которую нам предстоит решать совместными усилиями Минспорта России, ФГУП «Дирекция Программы» и субъектов Российской Федерации. Чтобы контролировать ход строительства, мы заключили соглашения с руководителями регионов, регулярно выезжаем в командировки и устанавливаем веб-камеры непосредственно на стройплощадках.
– Каковы перспективы строительства спортивной инфраструктуры?
– Постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 21 января 2015 года утверждена новая Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», в которой определены новые цели и задачи. Принципиально важным в условиях финансово-экономического кризиса для нас является ограничение стоимости реализуемых проектов, начиная с 2016 года – не более 100 миллионов рублей. Это будут малобюджетные физкультурно-оздоровительные комплексы шаговой доступности. Но главные задачи Программы остаются неизменными – сформировать спортивную инфраструктуру для занятий массовым спортом по месту жительства, завершить строительство спортивно-тренировочных центров для спорта высших достижений. Кроме этого, как известно, появились новые задачи – развитие спортивной инфраструктуры в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, строительство региональных спортивных центров с учетом базовых видов спорта отдельно взятого субъекта Российской Федерации, оснащение спортивным оборудованием детско-юношеских спортивных школ и другие.
Планируемый федеральный бюджет новой Программы – 73,98 млрд рублей. Это почти в два раза выше, чем было заложено в предыдущей, так как она рассчитана всего на пять, а не на десять лет. Это тоже говорит о том, что Программа набирает обороты.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг"№18 Февраль/Март