Как Джо и Бен Вейдеры стали отцами-основателями бодибилдинга
Если вы думаете, что вклад Канады в спорт – это только хоккей, то вас ждет большое открытие.
В 30-е годы прошлого века Джо Вейдер и его брат Бен, худенькие, слабые парнишки, добираясь домой в свой квартал в Монреале, постоянно крепко получали от местных хулиганов. Вскоре им надоело быть «девяностофунтовыми слабаками», они поставили себе задачу стать сильными и крепкими, а для этого нужно было заниматься спортом, накачивать мышцы. Братьев заинтересовала реклама известного в то время культуриста Чарльза Атласа, и они решили опробовать его программу улучшения физической формы. Из деталей, найденных на заднем дворе, ребята собрали свои первые штанги. Тогда Вейдеры еще не осознавали, что та страсть, которую они проявили в начале своего пути, будет отправной точкой их блестящей карьеры, поможет им создать Международную спортивную федерацию, а также станет стимулом для миллионов людей начать работать над собой.
К 18 годам Джо стал самым сильным парнем в своем районе и победителем одного из почетнейших турниров в регионе – чемпионата Квебека по тяжелой атлетике. При этом двенадцатилетний Бен по энтузиазму в занятиях тяжелой атлетикой не уступал брату.
На фото братья Вейдеры
Однако вскоре Джо понял, что информация, которую он получал из журналов, не всегда была корректной. Вейдер мечтал публиковать свои собственные статьи о фитнесе, чтобы продвигать идею физических и психологических ценностей занятий спортом.
И вот с семью долларами в кармане и доступом к копировальному аппарату Джо Вейдер начинает печатать Your Physique – двенадцатистраничный журнал с инструкциями тренировок. Его первыми подписчиками стали тяжелоатлеты, принимавшие участие в соревнованиях в Монреале, и люди, которые писали письма в редакцию и которых Джо заваливал предложениями оформить двухдолларовую годовую подписку.
Это возымело успех: к 1943 году Your Physique читали по всей Канаде. Джо стал получать так много писем с вопросами об экипировке, что вместе с братом решил начать бизнес по ее продаже.
Бен путешествовал по всему миру, чтобы вызвать интерес к бодибилдингу как спорту, и его старания привели к созданию Международной федерации бодибилдеров. В это же время Джо удалось убедить крупного дистрибьютора продавать Your Physique в киосках. Тираж взлетел до 50 тыс. экземпляров в месяц, заказы экипировки тоже выросли многократно. Для того чтобы лучше руководить бизнесом, Джо покинул Канаду и отправился на Восточное побережье США, Бен же остался в Монреале заведовать федерацией, которую возглавлял затем в течение 60 лет.
На фото Бетти Бросмер. Первая красавица конца 40-х и 50-х годов, звезда обложек и прообраз пин-ап-герлз. 24 апреля 1961 года 26-летняя Бетти выходит замуж за знаменитого культуриста и бодибилдера, сооснователя международной ассоциации бодибилдинга, создателя конкурсов Мистер и Мисс Олимпия, Джо Вейдера и берет фамилию мужа.
Вскоре Джо доводит свой бизнес до масштабов настоящей журнальной империи, хотя начиналось все с маленького склада в Бруклине. К 1952 году журнал Your Physique дошел до рекордного уровня продаж, и Вейдер решил запустить дополнительные издания, в результате чего охват читательской аудитории достиг 25 млн человек. Джо было почти 30 лет, и к тому времени он уже стал миллионером.
Дела журнала шли как по маслу, но до реализации мечты было еще далеко. Братья бросили все силы на продвижение бодибилдинга. Спорт терял своих лучших атлетов, вынужденных уходить за заработками в частную охрану и рестлинг. На доходы от соревнований Вейдеры надеялись объединить ветеранов и молодых перспективных атлетов. Привлечь выгодные телевизионные контракты, чрезвычайно необходимые молодому спорту, должен был конкурс «Мистер Олимпия», где бодибилдеры демонстрировали свои достижения. Однако рекламщики в середине 60-х все еще видели в бодибилдинге спортивный культ, интересный лишь узкому кругу людей и не имеющий перспективы стать массовым.
Как же из культа сделать популярный спорт? Для начала Джо перевез свой бизнес в солнечную Калифорнию, сердце бодибилдерской культуры. Затем братья сконцентрировали внимание на научном подходе к спорту, насыщая каждую статью в своих изданиях массой полезной информации, чтобы читатели могли использовать ее для своего духовного и физического совершенствования. В этот момент Вейдеры поняли, что необходим человек, который явился бы символом бодибилдинга. Им стал молодой харизматичный австрийский чемпион Арнольд Шварценеггер. Он с энтузиазмом рассказывал читателям о преимуществах спортивных добавок и экипировки от Вейдеров. Скоро остроумие и шарм Шварценеггера покорили аудиторию и помогли разрушить миф о том, что большие мышцы означают скудный ум. Издатель журнала Muscle Mag International Роберт Кеннеди писал: «Когда Арнольд выступал на телешоу, люди понимали, что это умный и веселый парень. Он им нравился».
Вышедший в свет в 1977 году фильм «Качая железо» (англ. Pumping Iron) принес Шварценеггеру всемирную известность, а также значительно повысил популярность бодибилдинга. Сначала у людей появился объект восхищения, а к началу 80-х в общественном сознании бодибилдинг стал ассоциироваться со здоровым образом жизни.
Опираясь на концепцию равенства и справедливости, в которую братья непоколебимо верили, они сумели достичь своей цели – открыть новый вид спорта для всего мира, особенно для прекрасной половины человечества и представителей этнических меньшинств. Помещая на обложках своих журналов фотографии девушек-бодибилдеров, печатая о них статьи, продвигая женские соревнования, они сделали образ сильной женщины приемлемым для общества. А ESPN и другие кабельные каналы принесли мужские и женские соревнования бодибилдеров в миллионы домов по всей Северной Америке.
Организуя первые соревнования в сороковых годах, братья ломали стереотипы, проникшие в американский спорт и культуру в целом. Первый темнокожий «Мистер Америка» Лерой Колберт заметил: «Вейдеры открыли бодибилдинг для всех, в то время когда темнокожие атлеты оставались в стороне от соревнований. Раньше судьи были несправедливы и предвзяты, если ты темнокожий – ты не мог победить. Но когда Джо и Бен взялись за организацию, они сказали, что, если ты лучший, ты победишь. Их не волновало, какого цвета твоя кожа. Вейдеры распахнули двери в спорт для темнокожих и латиноамериканских спортсменов и стали первыми, кто привнес в бодибилдинг настоящий дух соревнования».
Несмотря на финансовый успех, а может быть, и из-за него, Вейдеров часто критиковали. Спортивные аналитики того периода нередко обвиняли их в тотальном контроле соревнований по бодибилдингу и рынка спортивной экипировки.
Но что бы ни говорили о братьях Вейдерах, они явились бесспорными пионерами бодибилдинга. Благодаря их огромному труду, маргинальное хобби превратилось в массовый спорт, который, возможно, когда-нибудь станет олимпийским. Но самое главное, пожалуй, это тот вклад в здоровье и благосостояние миллионов обычных людей, до кого была донесена идея здорового образа жизни. «В этом наше все, наш вклад, наши жизни», – заключает Бен.
Автор оригинальной статьи Тим Ходжа, полная версия была опубликована в журнале Flex Magazine в сентябре 1995 года
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №18 Февраль/Март