Строительство или реконструкция специализированного комплекса подразумевает глубокий и тщательный анализ рынка, спроса и предложения услуг, поиск оптимального соотношения между вложенными средствами и получаемой прибылью. Очевидно, поэтому сложился стереотип, что горнолыжный курорт — большей частью проект некоммерческий, а занимаются им либо очень богатые люди, строя для себя, либо инвесторы, реализующие «программы социального заказа».
Специалисты с более чем десятилетним стажем — команда «СКИ-эксперт» — убеждают нас в обратном. Первым проектом компании стал курорт «Сорочаны», с тех пор портфолио пополнили «Бобровый Лог» (Красноярск), «Белая Холуница» (Киров), «Роза Хутор» (Красная Поляна), а также более 25 менее крупных объектов.
По мнению экспертов, ГЛК могут выйти не только на самоокупаемость, но и принести своему владельцу прибыль буквально через пару сезонов.
Как мы уже определились, строительство горнолыжных комплексов — удовольствие не из дешевых. Соответственно, перед началом работы по возведению курорта все процессы должны быть просчитаны. Существует определенная схема, по которой работают строители объектов.
Первый аккорд — выбор места под будущий комплекс. На предполагаемую площадку отправляется специалист проектировочной компании. Эксперт определяет пригодность выбранной заказчиком площадки для расположения курорта, при этом во внимание принимается достаточно много нюансов: уклоны, выкаты, наличие водопровода, близость дорог, необходимые коммуникации.
На основании отчета эксперта и геологических исследований подрядчик составляет эскиз-проект и бизнес-план. Заказчик получает на руки документы и отправляется в муниципальные органы управления на утверждение. Специально для местных властей подготавливается подробная схема будущего объекта, просчитывается необходимый объем потребления электроэнергии, воды, газа.
После утверждения мастер-плана начинается стройка. Эксперты проектирующей компании определяют расположение станций канатных дорог, отслеживают процессы вырубки леса, установки столбов освещения, снеговых пушек. Технологи контролируют расположение сеток безопасности и опор.
Параллельно работам по возведению комплекса идет формирование обслуживающей команды и составление схемы эксплуатации курорта. Каждый новый сотрудник проходит обучение по работе с электронными системами, специализированной техникой. Занятия организуют специалисты компаний-подрядчиков.
«Мы помогаем заказчику не только обучить персонал, но и определить часы работы курорта, тарифы на услуги, расписание технического обслуживания, должностные инструкции, штатное расписание, — рассказывает генеральный директор «СКИ-эксперт» Игорь Дудко. — Для большинства курортов мы прописываем подробный бизнес-план. Отдельно предоставляем схемы технических и сервисных помещений, требований к которым очень много: удобные вход и выход на склон, изолированный доступ в медпункт, количество и расположение туалетов, входы со стоянки, из ресторанов. Нюанс горнолыжного курорта в том, что посетители ходят в неудобной обуви. Расположение всех пунктов предоставления услуг должно быть максимально компактным», — добавляет генеральный директор компании.
Обычно процесс введения комплекса в эксплуатацию занимает один—два месяца. За этот срок подрядчики должны отладить все внутренние и внешние процессы. После этого готовый комплекс полностью поступает в управление заказчику. Однако зачастую владельцы ГЛК не спешат расставаться с экспертами.
«Нас часто приглашают для проведения инспекций. Не так давно со мной связался представитель одного подмосковного комплекса и поделился своей проблемой — курорт работает «в минус», — комментирует Игорь Дудко. — Команда наших экспертов отправилась на место событий. Выяснилось, что комплекс построен давно и спроектирован с допущением целого ряда ошибок. Указав на эти недочеты главному инженеру, мы получили в ответ: «Это мелочи». А дьявол, как известно, в мелочах. Для примера: в одном помещении курорта находятся кассы для лыжников с собственным инвентарем, прокат и кассы для прокатных лыж. Места мало, всюду очереди, народ толкается, нервничает — тратит время впустую. Исправить ситуацию очень легко — раз- нести две кассы и оснастить их более удобной аппаратурой. Работы — капля, а делу поможет капитально. И снова нам отвечают: «Зачем нам это надо, мы десять лет так работали». Вот вам и подход, а посетителям просто неудобно. В таких ситуациях мы с заказчиком детально прорабатываем все возможные пути по исправлению сложившейся ситуации. Могу сказать, что при грамотном управлении курорт может приносить по восемь миллионов долларов за несколько дней. Таков показатель «Сорочан» в новогодние праздники».
По мнению экспертов, небольшой подмосковный комплекс может полностью окупить себя за два года. Более крупному объекту потребуется другой срок — до 12 лет. При этом специалисты призывают не останавливаться на зимней активности, а делать курорты всесезонными и максимально клиентоориентированными.
«Во-первых, обязательны массовые праздники, лотереи, розыгрыши призов, фейерверки с приглашением артистов. Это позволяет создать имидж, душу курорта, превратить случайного отдыхающего, заехавшего просто покататься, в постоянного клиента и поклонника конкретного места. Также очень важны наружная реклама и Интернет, поскольку львиную долю информации целевая аудитория черпает именно из Всемирной сети, — делится секретами продвижения глава «СКИ- эксперт». — Во-вторых, необходимо заключать спонсорские соглашения, например, «Сорочаны» являются постоянной площадкой для презентаций новых моделей БМВ, «Мерседеса». В-третьих, проводить акции для посетителей, типа тест-драйва новых лыж или дня бесплатного катания. Народу приходит очень много. К примеру, мы делали бесплатным доступ на канатные дороги, а прокат и питание — за деньги. И знаете, той массой народа, что слетелась на свободный скипас, закрыли все свои расходы», — добавляет Игорь Дудко.
Подогревает интерес посетителей и проведение на курорте профессиональных турниров. Присутствие на территории комплекса представителей спорта высших достижений считается престижным. На соревнования профессиональных спортсменов зрители приезжают на целый день. Курорт при этом получает часть прибыли от реализации билетов, спонсорских контрактов, арендную плату, а также все, что «приносят» посетители, — оплату размещения, питания, развлечений.
Опыт компании «СКИ-эксперт» может стать фундаментом для выстраивания стратегий успешного развития и функционирования большинства горнолыжных комплексов России. Вероятно, тогда на форумах разочарованные пользователи перестанут жаловаться на вечные очереди и неудобства, а курорты начнут зарабатывать.