Главным наследием Чемпионата мира по футболу 2014 года станут не отдельные стадионы или реконструированные аэропорты. В штате Пернамбуко к ЧМ будет построен первый в Латинской Америке «умный город»
За постройку и последующую эксплуатацию комплекса отвечает Arena Pernambuco Consortium, созданный бразильским холдингом Odebrecht. К разработке проекта привлечены мировые лидеры в области строительства и управления спортивными аренами – AECOM и AEG, которым поручены архитектурное планирование, оценка коммерческого потенциала и разработка модели управления многофункциональными аренами и городом Кубка мира в целом. Компания Oderbrecht также отвечает за подготовку еще трех бразильских стадио- нов к ЧМ-2014.
Проект осуществляется на основе государственночастного партнерства. Правительство штата заключило с холдингом Odebrecht соглашение, согласно которому объекты города Кубка будут находиться в управлении компании в течение 30 лет после завершения строительства. В течение этого времени спортивные сооружения будут сдаваться местным властям в аренду.
Футбольный стадион «Арена Пернамбуко» рассчитан на 46 тысяч зрителей. Более 6 тысяч смогут разместиться в зонах повышенной комфортности, включая 1600 мест в бизнес-ложах. Парковка будет способна принять 4700 автомобилей. Стоимость строительства арены оценивается приблизительно в 310 млн долларов. Впрочем, стоимость может существенно возрасти. Стадион готов всего на 30 %, в связи с чем Odebrecht приходится увеличивать количество рабочих, занятых на стройке и производстве железобетонных и стальных конструкций.
Город Кубка мира, призванный полностью изменить столицу штата Пернамбуко Ресифи, расположится ровно посередине между городским центром и аэропортом – на расстоянии 19 км от каждого из них. Помимо собственно стадиона, в новом городе будут построены жилые дома и офисные здания, гостиницы, школы, университетский городок и огромный торгово-развлекательный комплекс.
Город строится с нуля, поэтому предполагается, что условия жизни и работы в нем будут максимально комфортными. Интегрированные системы будут следить за всем происходящим на территории комплекса: от возможных правонарушений до соблюдения графика уборки мусора. О любых сложностях жители и гости города Кубка смогут немедленно сообщить городским службам через интернет. Кроме того, компьютерные системы управления должны обеспечить эффективный расход электроэнергии, воды и газа. В общей сложности в городе должны построить 4,5 тыс. квартир различной стоимости, которые будут реализованы застройщиком.
Общая площадь города Кубка мира – 240 га. После чемпионата мира на его центральной достопримечательности – стадионе «Арена Пернамбуко» будет выступать одна из местных команд – «Наутико». Кроме того, управляющие комплекса планируют загрузить стадион большим количеством нефутбольных мероприятий.
Строительство города Кубка завершится в 2025 году. В рамках первого этапа, окончание которого приурочено к чемпионату мира по футболу, предполагается постройка многофункционального стадиона и крытой арены, гостиницы, концертного дворца, конференццентра и университетского городка, а также автомобильных дорог.
«Мы не просто строим стадион. Мы меянем облик города»
Федерико Кампуш – директор по маркетингу «Арены Пернамбуко» – о перспективах стадиона, города Кубка мира и штата, в котором они расположены.
– Почему проект города Кубка мира реализуется именно в Пернамбуко? Просто нашлась удобная площадка для стройки?
– Пернамбуко – штат на северо-востоке Бразилии – в течение последних пяти лет развивается очень быстро, темпы роста здесь превышают средние показатели по стране. Например, 2010 год был для Бразилии крайне успешным, рост ВВП составил 7 %. В Пернамбуко ВВП увеличился на 9 %. Связано это с тем, что здесь параллельно реализуется несколько крупных проектов: порт, судостроительная верфь, нефтеперерабатывающий комплекс, а также туристическая зона. В штате Пернамбуко расположены важный для Бразилии медицинский кластер и штаб-квартиры целого ряда небольших бразильских IT-компаний, работающих с такими гигантами, как Microsoft и Philips. Все это создает потребность в развитии территории и облегчает нам задачу по подготовке к чемпионату мира. Ведь к развитию проекта «Город Кубка мира» мы привлекаем и местные компании. Кроме того, наши усилия здесь будут востребованы.
– Что находилось на том месте, где в настоящее время строится новый стадион и город Кубка? И насколько серьезно приходится перестраивать дорожную инфраструктуру?
– Раньше на этой территории никакой застройки не было, нам не пришлось сносить какой-то другой город для того, чтобы построить наш. Все дороги будут абсолютно новыми – правительство штата выделяет на развитие транспортной инфраструктуры объекта около миллиарда долларов. Так что дороги с выделенными полосами для общественного транспорта подойдут к городу со всех сторон. Рядом будет также построена станция метро, от которой до стадиона будет ходить автобус.
– Как принималось решение о передаче участка под застройку концерну Odebrecht?
– На основе тендера. Наша компания проводила серьезную оценку инвестиционной привлекательности проекта. Ведь в конце концов мы рискуем серьезными деньгами. Наша концепция, предложенная правительству штата, строится на четырех основных пунктах: «Живи», «Учись», «Работай», «Играй». Исходя из нее и планировался город Кубка мира.
– Как функционирует схема государственно-частного партнерства в случае строительства «Арены Пернамбуко»?
– Строительство стадиона оценивается в 532 млн бразильских реалов. Большую часть денег нам предоставил в кредит федеральный государственный банк, часть денег поступила из регионального государственного банка, 70 млн мы взяли в кредит в частном банке. То есть рискуем не непосредственно собственными деньгами, а деньгами банков. Но кредиты в любом случае придется возвращать, поэтому мы и подходим к проекту столь серьезно.
– Спортивные объекты – все же центральный пункт проекта?
– Игровая зона состоит из стадиона, крытой арены, конференц-центра, гостиницы и торгово-развлекательного комплекса. Есть у города своя деловая часть, где расположатся офисы, и собственный торговый квартал. Кроме того, рядом будут находиться университетский городок и обширный жилой район. Причем жилые дома будут располагаться максимально близко к реке. Дело в том, что вода – важная часть проекта, ведь Ресифи называют бразильской Венецией, здесь люди у реки селятся охотнее, чем у моря. Нами предусмотрена обширная парковая зона – она будет в 17 раз больше крупнейшего в Ресифи парка, где будут предусмотрены отдельные пространства для детей и для домашних животных.
– Уделялось ли особое внимание спорту при планировании инфраструктуры района?
– Конечно, спорт для города Кубка мира чрезвычайно важен! Причем не только футбол: помимо футбольных полей, здесь будут теннисные корты, велосипедные дорожки и т. д.
– Насколько внимательно вам пришлось подходить к вопросам безопасности? Ведь новый район находится в 19 километрах от центра города.
– Проблема безопасности для Бразилии актуальна. Поэтому в городе Кубка предусмотрен постоянный контроль территории, который будет осуществляться из центрального полицейского участка. Кроме того, у нас предусмотрен целый квартал для размещения полицейских и пожарных. Мы очень внимательно подходили к вопросу безопасности и при проектировании стадиона. Например, арена спланирована таким образом, чтобы даже при 100 %-ной заполненности все зрители смогли ее покинуть всего за восемь минут.
– Не беспокоит ли вас, что стадион, рассчитанный на 46 тысяч зрителей, едва ли заполнится после окончания чемпионата мира?
– В Бразилии фанатично любят футбол. Например, в Ресифи три футбольных клуба. Два сейчас вышли в серию А. Третий выступает гораздо менее успешно, тем не менее он имеет самую высокую в стране посещаемость. На него ходит в среднем почти по 40 тысяч человек. Я думаю, что с тем уровнем сервиса, который мы сможем предложить на новом стадионе, люди к нам придут.
– Не окажутся ли билеты на современный стадион слишком дорогими для местных жителей?
– На старых бразильских стадионах у билетов было три ценовых категории. Выбор был в первую очередь между сидячими и стоячими местами. На реконструированном или новом стадионе мы предлагаем билеты не менее чем семи категорий. На «Арене Пернамбуко» таких категорий будет 12. Во-первых, это дает зрителям право выбора. Во-вторых, позволяет держать цену дешевых билетов на достаточно низком уровне. Ведь основной доход для нас генерируют VIP-ложи.
– Задумывались ли вы о продаже прав на название стадиона?
– Конечно, это входит в наши планы. Сейчас как раз заканчиваем необходимые расчеты, скоро будет готов спонсорский пакет, в который войдут права на название арены. Такой анализ делался еще на этапе подготовки к тендеру, но это было в 2008 году. С тех пор многое изменилось, нужно проанализировать сегодняшнюю ситуацию на рынке.