Олимпийские игры находятся в болоте. Но способы их спасти есть. Макс де Халдеванг из издания Quartz разбирается, как сделать Олимпиады менее разорительными для организаторов.
Мало кто хотел принимать зимние Олимпийские игры 2022 года. В итоге, они пройдут в Пекине – городе почти без снега и удаленного от ближайшего горнолыжного объекта на 88 километров. На проведение Игр-2024 всего три претендента – это самый низкий конкурс с 1984 года, когда после терактов, перестрелок и бойкотов прошлых лет заявку подал только Лос-Анджелес. Токио-2020 испытывает такие проблемы с бюджетом, что, по слухам, некоторые соревнования придется перенести в Южную Корею.
«Мы наблюдаем медленную смерть Олимпийских игр», – уверяет Эми Басс, спортивный историк колледжа Нью-Рошелла.
Количество городов-претендентов на проведение летних Олимпийских игр
«Все больше и больше кажется, что только богатые западные города с большим количеством готовой инфраструктуры могут соответствовать требованиям Международного олимпийского комитета (МОК), – говорит Давид Валлечински, президент Международного общества олимпийских историков. – Париж и Лос-Анджелес (два главных претендента на проведение ОИ-2024. – Прим. авт.) – просто спасение для МОК. И это проблема. Ведь теперь в будущем в первую очередь будут рассматриваться города, которые могут сказать «80% наших спортивных объектов уже готовы».
Однако даже города, имеющие деньги и инфраструктуру – Рим, Бостон, Осло, – выступают ярыми противниками таких огромных затрат, как у Игр-2014 в Сочи-2014, обошедшихся в $ 51 млрд. Это может привести к тому, что проведение Олимпиад станет интересно только тщеславным автократиям. Ожидалось, что Игры-2022 примет Осло, но город отозвал свою заявку из-за невозможности предоставить достаточные финансовые гарантии, после того, как ставки резко возросли из-за Сочи. «В итоге, выбор делался между двумя диктатурами – Китаем и Казахстаном. Это угнетает», – говорит Валлечински, соавтор многочисленных справочников серии The Complete Book of the Olympics.
МОК обещал помочь Токио уменьшить затраты, которые примерно в четыре раза превосходят первоначальный бюджет. Вариант проведения части программы в Южной Корее предложен в направленном на экономию «Олимпийском плане 2020». Однако критики утверждают, что никаких реальных изменений нет. И если даже Япония – страна с третьей по величине экономикой в мире – испытывает проблемы, то явно нужно что-то делать.
Количество городов-претендентов на проведение зимних Олимпийских игр
Можно кивать на Лос-Анджелес, готовый прийти на помощь и в этот раз. Но их модель 1984 года с использованием в первую очередь частных средств и существующих сооружений, могут повторить немногие.
Есть другие способы сделать Олимпийские игры жизнеспособными для разнообразных городов-организаторов.
Несколько городов
Если Токио может перенести соревнования по гребле в южнокорейский Чхунджу, то почему бы официально не разрешить проводить Игры двум городам? Это позволит каждому из них сократить расходы и распределить объекты так, чтобы они действительно использовались в ближайшие годы, а не пустовали.
Басс напоминает, что в 1996 году соревнования по парусному спорту провели в Саванне, расположенной в 400 километрах от Атланты. Это больше, чем расстояния между множеством европейских столиц, например, между Лондоном и Парижем, Брюсселем и Амстердамом.
«Это, безусловно, жизнеспособный метод. Мы наблюдаем его в футболе – чемпионат Европы часто организовываются совместно несколькими странами. Игры Содружества также пользовались им», – соглашается Мэтью Ллевеллин, спортивный историк Университета Калифорнии.
Есть минусы. Валлечински отмечает, что это отрицательно скажется на уникальной международной атмосфере олимпийской деревни, а Ллевеллин говорит, что трудно убедить две страны разделить славу Олимпийских игр. «Олимпиады поддерживаются правительством на протяжении всей истории как демонстрация успехов нации. Я не уверен, что проведение Игр будет столь же привлекательным для правительств, если гордость и похвалу надо будет с кем-то разделить», – поясняет Ллевеллин, автор книги «Правило Британии: Национализм, идентичность и современность Олимпийских игр».
«Одним из компромиссов может быть разброс Олимпиады по стране, – отвечает Валлечински. – Таким образом, правительство взяло бы на себя расходы, но строило бы стадионы с учетом популярности видов спорта в разных городах».
Несколько Игр
«Если город примет Игры дважды подряд или с перерывом в 12-16 лет – это определенно увеличит эффективность его вложений»,– считает Ллевеллин.
«Проведение двух Олимпиад подряд в одном месте может привести к снижению интереса и, следовательно, спроса на билеты. А вот перерыв в несколько циклов оставляет возможность окупить организацию Игр», – уточняет Валлечински.
В то же время, по распространенному мнению, Афины-2004 поспособствовали финансовому кризису в Греции, так что теперь страна не способна провести Игры-2020. А значит, организация двух Олимпиад в течение короткого срока может носить только рекомендательный характер.
Спортивные расходы на проведение летних Олимпийских игр
Нет новых хозяев
А нужны ли нам вообще все эти расходы, связанные с изменением каждые два года одного из городов? Не говоря уже об экологической стоимости строительства и выселении жителей в таких местах, как Рио и Сочи.
Вместо этого можно выбрать одну олимпийскую столицу (Афины или даже Олимпию, что будет соответствовать истории) или несколько городов – например, по одному на каждом континенте, – проводящих Игры по очереди. «Изначально идея проведения Олимпиады в разных местах заключалась в том, чтобы показать людям мир. Но сейчас почти все следят за Олимпиадой по телевизору», – говорит Валлечински.
Постоянное проведение Игр в Греции сейчас затруднительно, если все расходы лягут на принимающую сторону. Но строительство может взять на себя и МОК – доход организации за 2013-2016 годы составил $ 5,6 млрд. Можно привлечь и частные инвестиции, заплатила же компания NBC $ 12 млрд за телевизионные права на все Игры с 2014-го по 2032 год.
А, может, МОК сам все усложняет?
По мнению Басс и Ллевелли, МОК сам виновник всех своих бед.
«Комитет должен понять, что очень трудно оценивать себя, – говорит Басс, который утверждает, что организация создает чрезмерно жесткие требования для принимающих городов и раздувает расходы излишней бюрократией, завышенными требованиям к стадионам и нормам гостеприимства. – МОК может уменьшить расходы, сократив число олимпийских видов спорта, привлекая меньше спортсменов, или отдавая больше своей прибыли принимающим городам».
«Безусловно, это сделает Игры более жизнеспособным для незападных стран, – уверен Ллевеллин. – На самом деле, для МОК понятие наследия – пустые слова. Его интересуют только деньги, которые он сам заработает на Играх».
Басс и Ллевеллин сходятся во мнении, что, каким бы ни было решение, МОК ожидают радикальные изменения, хотя это и не характерно для организации (если не считать отстранения ЮАР от Олимпиады-1964 из-за отказа осудить апартеид).
«Это самодержавное учреждение с, безусловно, правым уклоном… Если вы проследите за историей МОК, то увидите, что он всегда был далек от социальных и культурных изменений, – говорит Ллевеллин. – Организация по сей день тяжело воспринимает любые реформы».