О хоккейных маньяках, главном в работе любого менеджера, тонкостях производства спортивных трансляций и неожиданных доходах КХЛ-ТВ рассказала руководитель департамента телевизионных проектов КХЛ Наталья Чайковская.
О приходе на спортивное телевидение
Я врач-хирург, и посвятила медицине достаточно времени. Вообще же я всегда по-настоящему хотела заниматься двумя вещами: либо челюстно-лицевой хирургией, либо спортивным телевидением. И так получилось, что оба этих проекта мне удалось реализовать. Определенный период своего детства я прожила в Воскресенске, где все было буквально пропитано хоккеем – жаль, что сейчас его там стало меньше. Все дети в городе занимались либо хоккеем, либо фигурным катанием, с которого, собственно, начинала в спорте я. А на коньки меня ставил сам Николай Эпштейн, который лично меня шестилетнюю таскал за руку и учил кататься! Можно сказать, что я выросла в среде Ларионова, Каменского, Щуренко, Брагина, Виктора Филипповича Васильева. И конечно, я ходила на хоккей. Весь город им дышал – когда команда взяла серебряные медали чемпионата, ощущение было непередаваемым. А много позже меня захватила механика телевидения, мне стало интересно, как все это делается.
Работу на телевидении я начинала на Первом канале. Но сразу после афинской Олимпиады реализовала свою мечту и пришла на канал «Спорт» в качестве редактора. До этого в телекомпании «Вид» тоже занималась редакторской работой. Если в обычном телевидении редактор готовит тексты, что-то пишет, то на спортивном, тем более в отделе трансляций, это человек, который внимательно слушает комментаторов, дает им подсказки, ведет их по эфиру. И при этом отвечает за все рекламные точки. Я, кстати, застала и то время, когда приходилось еще сдавать кассеты Betacam после эфира. Нужно было быть готовым перекрыть сигнал в случае проблемы, работать с выпускающим режиссером и с режиссером трансляции, который может находиться в другом городе, а то и в другой стране. Кроме того, редактор должен досконально знать свой вид спорта, причем у меня, как и у всех, таких видов было несколько. Рада, что мне было у кого учиться, на «Спорте» работали потрясающие профессионалы. Позже я стала ассистентом продюсера, потом исполнительным продюсером, потом продюсером. Это уже зависело от случая и личностных качеств – у меня всегда была склонность к решению организационных вопросов, структурному подходу к процессу, причем не только в работе.
О работе в «КХЛ-Маркетинг»
В КХЛ я пришла на позицию продюсера и занималась тем же, чем и ранее на «Спорте». Ситуация была интересная, поскольку раньше, будучи представителем канала, в переговорах выступала на стороне телевидения. А теперь должна была придумывать контракты, уже выступая на стороне лиги. В частности, нам нужно было придумать новую форму взаимоотношений с каналом «Спорт».
На каждом этапе были задачи, которые казались нерешаемыми. Особенно сложным было начало второго сезона. Нам удалось продать права нескольким иностранным партнерам, и произошло это в августе. А уже в сентябре нужно было осуществлять процесс координации. Нужно было знать наверняка, что все сценарии розданы, что все в курсе, кто с какого борта снимает сигнал. При этом практически не было людей – за все отвечали четыре человека. Сейчас это все кажется просто нереальным. Но было интересно.
О качественной трансляции
Есть два столпа качественной трансляции: производство и доставка сигнала. Производство – это все, что связанно с камерами, пультом, технологией, творческой бригадой: режиссером и его командой. Доставка – это доведение сигнала до конечной точки (в данном случае до Москвы). Но это если представить, будто мы находимся в поле. А мы-то работаем на стадионе, на котором есть масса дополнительных факторов. Прежде всего свет, лед, борта и, скажем так, сама структура помещения. Например, старые, как их ни реконструируй, ДС «Сокольники» или ЛДС ЦСКА – даже если там повесить лучший свет, он только сильнее покажет худшие стороны этих дворцов, а не украсит картинку.
После первого сезона мы стали регулярно проводить серьезные инспекции стадионов на предмет освещения. И остались довольны примерно третью арен. Мне кажется, это много, с учетом того, что мы живем на постсоветском пространстве, а некоторые, по ощущениям, и вовсе еще в Советском Союзе. Это наследие – стадионы, оборудование и даже люди, которые его обслуживают, – досталось нам оттуда. Но мы будем принимать меры к улучшению освещения. Сейчас эта задача стоит особенно серьезно, потому что все больше городов подключают HD, которое сразу выявляет все недостатки света. Мы будем очень жестко, в том числе и через изменения в регламенте, регулировать этот вопрос.
Конечно, на качество картинки влияет лед. А также борта: чистые или грязные. В этом сезоне мы в ряде дворцов (Рига, ЛДС ЦСКА, Челябинск) попробовали специальные пленки на борта. Их можно мыть сразу после игры, и с них легко удаляются черные следы от шайбы. На примере того же плей-офф в Челябинске это хорошо видно – матчи идут один за другим, а борта чистые. Думаю, руководство лиги примет решение применять такую пленку на всех стадионах.
Доставка сигнала, освещенность, борта – это то, что находится в компетенции лиги и в том числе телевизионного департамента. На это мы можем влиять. А вот на серьезную производственную часть – технику – нет. Мы не можем заставить город, клуб и в первую очередь телекомпании закупать новое оборудование. Потому что оно действительно дорогостоящее, а я знаю, как живут телекомпании в небольших городах. Но все, что можно, мы делаем. Если бы четыре года назад, в момент запуска лиги, я подумала о том, что мы имеем сейчас, я бы решила, что это самое замечательное, что может произойти.
О доходах
У доходной части две основные составляющие: продажа прав иностранным партнерам и дистрибуция канала. Это абсолютно разные вещи, друг с другом не связанные. В первом случае речь идет об отдельных матчах, во втором – о целом канале. На момент основания КХЛ мы рассчитывали именно на практику других лиг по продаже своих прав. И только создав свой канал, стали понимать, что он тоже может быть прибыльным и очень перспективным. Просто до нас этого никто никогда не делал, и опыт позаимствовать было не у кого. Мы все время делали какие-то первые шаги, сами же учились на них, ошибались, отходили назад и снова шли вперед.
Сначала именно продажа прав на матчи и хайлайты составляла основную часть доходов КХЛ от телевидения. В этом году мы получили больше, чем планировали, потому что в течение сезона к нам присоединился ряд новых партнеров. Например, Украина, очень серьезный покупатель. Также присоединился еще ряд стран: практически вся бывшая Югославия, а в плейофф – Польша. И это помимо монстров типа чехов, скандинавов и т. д.
В том, что касается дистрибуции канала, мы идем по очень прогрессивному пути. Канал мы распространяем не самостоятельно, а с помощью наших партнеров, трое из которых являются основными. «Синтерра Медиа» помогает нам в доставке сигнала. «НТВ-Плюс» – в сборке канала, сведении его воедино и подъеме на спутник. «Орион Экспресс» забирает канал со спутника и раздает его всем операторам на территории страны. На сегодняшний день мы уже на 25 % превысили ожидаемый результат этого года по числу подписчиков, а следовательно и по доходам, так как канал платный. В конце прошлого сезона у нас было около 3,5 млн абонентов, а сейчас – 6 млн.
О рейтингах хоккея
В конце сезона мы запрашиваем все рейтинги у наших региональных партнеров. Могу сказать, что они не могут не радовать. Мы в первом сезоне получили цифры, которых не ожидали, и сейчас динамика роста по-прежнему очевидна. Просто были города, где рейтинг был очень высоким изначально: скажем, Казань. Есть города, где аудитория растет постепенно: например, Хабаровск или Омск.
С рейтингом на федеральных каналах ситуация иная: например, рейтинг трансляции на «России 2» тесно связан с общеканальным. При этом руководителей крупных каналов не могут удовлетворять данные, которые публикуются в открытых источниках, они заказывают независимые исследования. Мы из результатов получаем рейтинги нашего вида спорта. Конечно, любой правообладатель хотел бы, чтобы рейтинги его контента были более высокими, но здесь также важно иметь возможность сравнить их с рейтингом схожего продукта, доступного на рынке. Такой возможности в случае с федеральным вещанием у нас нет. Может быть, мы и так гораздо популярнее всех других видов спорта?
По регламенту клубы должны иметь собственного бродкастера и передавать картинку нам. Более того, региональные каналы платят нам за права. Но вы понимаете, что бесплатно никакая компания работать бы с нами не стала. Телекомпании получают право на показ матчей клуба своего региона в прямом эфире. А они уже сами продают туда рекламу и зарабатывают на этом хорошие деньги, ведь у матчей любимых клубов в российских городах очень высокий рейтинг. В нашем случае еще большой вопрос, кто по-настоящему выигрывает от партнерства – КХЛ-ТВ или его региональные партнеры. Поэтому и сумма, которую они платят нам за права, растет ежегодно. В этом уникальность нашего вида спорта.
Об аудитории
У нас замечательные зрители, но их, наверное, можно назвать хоккейными маньяками. Они готовы смотреть хоккей ночью, готовы смотреть повторы, выискивать в наших программах какие-то невероятные детали. Это люди, просто безумно преданные нашему виду спорта. И как раз создание канала КХЛ-ТВ позволяет понять, насколько важен хоккей для аудитории – за Уралом там просто все им живут – и насколько незаслуженно в свое время он был забыт. Именно поэтому мы и остаемся моноканалом.
Для тех, кому интересен зимний спорт вообще, есть каналы семейства Eurosport и «НТВ-Плюс». А для нас даже летом нет смысла уходить от хоккея. Если кому-то не хочется смотреть матчи КХЛ в повторах, он всегда может нажать кнопку и переключиться – в конце концов, количество наших подписчиков от этого не уменьшится, а в сентябре этот зритель к нам вернется. Но в этом году мы также решили расширить линейку программ: в частности, в прошлом году большой резонанс вызвал наш проект «Детская академия», и теперь мы планируем его расширить. Будем снимать в детских лагерях уже не один месяц, а дольше. Кроме того, планируем запустить молодежную программу, рассчитанную на аудиторию постарше – на подростков 13–15 лет. А уже с конца июля у нас уже начинаются предсезонные турниры. Плюс будут закупки иностранных лиг – в этом году покажем самые интересные матчи шведской Elitserien.
О футболе
Очень люблю футбол как зритель. Но вид спорта и управление этим видом спорта – две разные вещи. И то, что происходит в футболе, мне не нравится. Хотя сейчас там, как мне кажется, начинается какое-то движение – клубы хотят создавать свои каналы, коллеги обращаются к нам за консультациями, я стараюсь честно отвечать на их вопросы. Но у меня есть такое ощущение, что в футболе хотят всё и сразу. А по опыту хоккея я могу сказать, что всё и сразу не получится. Я общалась с огромным количеством футбольных менеджеров и вижу, что многие из них довольно далеки от действительности. В том числе в вопросах, касающихся телевидения. Причем я говорю не о технической стороне, а скорее о правовой и коммуникационной составляющих. На мой взгляд, российскому футболу не хватает единения.
Футбол – спорт номер один в мире. С этим не поспоришь. Но хоккей – спорт номер один в России. В российской премьер-лиге по-настоящему всех интересует всего пять-шесть клубов. В КХЛ, например, челябинский «Трактор» в прошлом году даже не вышел в плейофф, а в этом сезоне он борется за медали. У нас просто нет неинтересных матчей! Хотя никакого антагонизма к футболу у нас нет, как и желания сохранить какую-то гегемонию.
О профессиональном менеджменте
Возможно, финансовому директору все равно, с чем работать: с апельсинами или нефтью. Но я человек практический и имею дело непосредственно с производством. Что, если ко мне придет человек и спросит: куда мы ставим «рыбий глаз»? Стоит заказывать ли «стедикам»? Будем ли мы брать камеру «бьюти шот»? Интересно, что ответит на эти вопросы универсальный менеджер? Пусть финансовый директор распоряжается деньгами. А я скажу ребятам, что «стедикам» нам не понадобится – будем работать с плеча.
Телевидение – это в первую очередь технология. Василий Кикнадзе в свою бытность руководителем телеканала «Спорт» всегда приезжал на топовые трансляции и лично смотрел расстановку камер, проверял работу режиссеров. А как оценить, что твои подчиненные делают хорошо, а что не очень, если ты не знаешь всей производственной линейки? Конечно, у меня есть замечательная команда, которая во многом более профессиональна. Я ведь не могу уследить за всеми технологиями, которые развиваются просто стремительно. И главное – мы разговариваем на одном языке.
В клубах ситуация немного другая – здесь нужны именно хорошие управленцы. Но если человек не будет любить хоккей, у него ничего не получится в качестве менеджера. Если топ-менеджер любит свое дело и верит в то, что у него есть большое будущее, он сможет всему научиться, а главное – найдет людей, которые ему помогут. В конце концов, и овощебазой успешно будет руководить тот, кто любит овощи.