Характерными чертами первых восьми Игр были низкий организационный уровень, неподготовленность олимпийских сооружений, слабая оснащенность мест соревнований системами технической фиксации достижений атлетов (даже по меркам своего времени) и предвзятое судейство. Причем каждые последующие Игры доказывали, что организаторы не учли, а повторили ошибки своих предшественников. Лишь десятая, в соответствии с порядковым номером и девятая по счету Олимпиада в Лос-Анджелесе продемонстрировала сколько-нибудь существенные сдвиги в плане совершенствования организационно-технической оснащенности (что, впрочем, не спасло ее от провала). Да и нужно признать, что большая часть новшеств той Олимпиады представляла собой попытки приспособиться к условиям экономического кризиса.
Германия на арене
О многочисленных призывах бойкотировать берлинскую Олимпиаду и прочих чаяниях прогрессивного человечества можно прочитать в любой другой статье, отмечу лишь, что Игры 36-го года стали первыми (и едва ли не единственными), прошедшими без каких-либо эксцессов. Ни одна страна в итоге не отреагировала на призывы противников немецкой Олимпиады (участие приняла 51 страна – это практически все существовавшие на тот момент государства, за исключением СССР), а количество атлетов в 3 раза превысило аналогичный показатель Лос-Анджелеса.
Примечательно, что до сих пор во всех открытых источниках в графе «количество стран-участниц» указывается цифра 49, а число спортсменов – 4 066. В действительности, только в Олимпийской деревне разместились 4 202 человека, при этом Олимпийские дома также были построены в Гамбурге и Киле, где проживали спортсмены, соревновавшиеся в парусных видах спорта. В тех же источниках особо подчеркивается, что команда Испании не принимала участия в Играх в связи с началом гражданской войны. Однако обратное доказывают протоколы соревнований и книга регистрации Олимпийской деревни, где сохранилась запись о заселении 17 июля 1936 года олимпийской сборной Испании.
Бюджет
Определить реальные затраты на проведение Олимпийских игр – дело нелегкое и поныне. Трудностей добавило оформившееся в 1932 году разделение расходов на инфраструктурное строительство, возведение спортивных объектов и непосредственное проведение Игр (расходы Олимпийского комитета страны-организатора). Такой подход и позволил оргкомитету X Олимпийских игр заявить о полученной прибыли в 1 млн долларов при том, что никакой серьезный финансовый учет в Лос-Анджелесе не велся, а сама цифра возникла скорее как оправдание общественному мнению измученной Великой депрессией страны.
Современные источники указывают, что расходы оргкомитета берлинской Олимпиады составили 20 млн рейхсмарок, а затраты на возведение и модернизацию спортивных и инфраструктурных объектов оцениваются в 77 млн рейхсмарок (далее – рм. Чтобы проще было разобраться в обменных курсах описываемого времени, добавлю, что 1 млн рм – это стоимость производства одного танка Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E или просто «Тигр», самого дорого танка своей эпохи). Сами же организаторы Игр в Берлине оценили свои расходы в 4 млн рм. Первоначальный фонд оргкомитета был сформирован практически без участия государства. Средства поступали от продажи билетов национальной олимпийской лотереи, специальной серии олимпийских марок и, что самое оригинальное, от так называемого «олимпийского пенни» – своеобразной формы кредита в 1 млн рм, который выплачивался оргкомитетом путем открытого увеличения стоимости билетов буквально на несколько пфеннингов (пфеннинг – 1/1000 от 1 рм). Таким образом, малый процент от реализации каждого билета шел на уплату это- го кредита.
Подготовка
Право на проведение Игр Берлин получил в 1931-м, а через год внушительная делегация немецких спортивных функционеров отправилась воочию наблюдать Олимпиаду в Лос-Анджелесе и перенимать опыт, что было сделано впервые. В преддверии Игр в Берлине даже был создан первый Олимпийский университет. По результатам поездки и изучения, прежде всего, было решено отказаться от «американского» способа определения цен на билеты: в Лос-Анджелесе цена варьировалась в зависимости от популярности вида спорта и стадии соревнования – популярные виды спорта и поздние этапы стоили дороже. В Берлине стоимость посещения всех соревнований была примерно одинакова, удорожание происходило в зависимости от степени комфортности и расположения места на стадионе. И надо сказать, что такой подход полностью себя оправдал – практически на всех соревнования арены были заполнены, а вместо запланированных 3 млн рм, организаторы выручили 9 млн только на продаже билетов.
Помимо простого способа определения стоимостных категорий билетов, такому коммерческому успеху поспособствовали следующие инновации берлинского оргкомитета: впервые была введена «национальная квота» на распределение билетов, продажи стартовали за 2 года до открытия Олимпиады; началу продаж предшествовала масштабная рекламная кампания за пределами Германии.
Изменения коснулись и каналов продаж. За рубежом были открыты аффилированные бюро, а в самой стране-хозяйке появились мобильные билетные пункты. Помимо более-менее традиционных методов, теперь билеты можно было заказать при помощи специально созданной к Олимпиаде международной телефонной сети, операторы которой говорили на 20 языках. Так было продано 28 917 билетов, а всего за время Игр было совершено 87 630 международных звонков.
Олимпийский стадион
Олимпийский стадион в Берлине был построен еще до начала Великой войны, тогда его вместимость составляла 80 тыс. зрителей. К Играм 1936 года арена подверглась существенной модернизации, в том числе до 100 тыс. увеличилась пропускная возможность. Большая часть элементов была выполнена из природного камня, а не из бетона. Всего на строительство ушло 30 228 м3 породы, такой объем материала эквивалентен затратам на сооружение египетской пирамиды с основанием в 40 964 м2 и высотой 50 метров. Также было использовано 17 200 тонн цемента и 7 300 тонн листового железа. Для транспортировки всех необходимых материалов потребовалось 6 тыс. железнодорожных вагонов. Стоимость модернизации стадиона составила 5,7 млн рм.
О рекламной и информационной кампаниях
Для информирования участников Олимпиады и членов иностранных комитетов МОК о ходе подготовки к Играм и реализации взятых на себя обязательств регулярно выходили буклеты на пяти языках тиражом 115 тыс. экземпляров, общим объемом 6 млн страниц. Предметом особой гордости организаторов был Blue Guide Book –гид по будущей Олимпийской деревне (еще раз к вопросу о финансовой грамотности: пунктуальные немцы не забыли приложить к отчету об играх и счет на полиграфические расходы, он составил 117 493 рм). Также было снято несколько рекламных фильмов, демонстрирующих условия для проживания гостей, тренировок спортсменов, транспортные возможности олимпийского Берлина и т. д.
На книжных прилавках всего мира появились открытки, призывающие посетить Олимпийские игры, уже упомянутая серия почтовых марок. На четырех языках выходили прекрасно иллюстрированный буклет Berlin, Szene des elften Olympischen Spiele и олимпийский журнал Olympic Games, под тем же названием распространялся рекламный буклет тиражом 2,8 млн экземпляров, выходивший на 14 языках. Знаменитый плакат, созданный немецким художником Францем Вюрбелем был напечатан тиражом 250 000 экземпляров и размещен на улицах 106 городов в 19 странах. И наконец, со слов барона де Кубертена, начала свою работу олимпийская радиостанция Pax Olympica.
Факты о посещаемости Игр
Согласно данным берлинской полиции, во время Олимпиады в гостиницах города зарегистрировались 1,2 млн гостей. Но это еще не все, в преддверии Игр владельцы частных домов купили более 250 тыс. дополнительных кроватей.
Статистическое бюро немецкой железной дороги приводит следующие цифры: за период с 28 июля по 18 августа 1936 года на берлинском направлении было перевезено 4,1 млн пассажиров, 2,1 млн посетителей прибыли к началу игр, 2 млн – покинули город к 18 августа. Причем самым загруженным днем оказалось 9 августа, в этот день по железной дороге в немецкую столицу приехали 160 000 человек.
Другим индикатором посещаемости могут служить данные о валютно-обменных операциях. Еще до начала Игр иностранцами было куплено 23 млн рм.
Об Олимпийской деревне
Максимальная вместимость Олимпийской деревни составила 4 600 мест. Проживание одного атлета обошлось принимающей стороне в 6 рм в день.
Первыми в Олимпийскую деревню заехали команды Боливии и Перу, а последней – сборная соседней Австрии. Размещение прошло в точности по плану, за исключением того, что в команде США оказалось на 5 атлетов больше заявленного.
Олимпийский гимн
Как и перед Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе, в Германии был объявлен общенациональный конкурс на создание гимна. Участвовали три тысячи работ, призовой фонд составил одну тыс. рм. Приз достался композитору Вильгельму фон Шольцу.
Политические игры
Спорт испокон веков являлся политикой вне круглых кабинетов и тесных деловых костюмов. XI Олимпийские игры, по замыслу организаторов, должны были пройти под знаком превосходства арийской расы. Однако этому не суждено было случиться. Первым, но отнюдь не последним ударом для Адольфа Гитлера стало победоносное участие в Олимпиаде афроамериканского легкоатлета Джесси Оуэнса, выступавшего за команду США. Но стоит отметить, при всей неоднозначности Игры 1936 года положили начало новому олимпийскому укладу, сумевшему отделить чистый спорт от неизбежных «примесей».