10-й Кубок европейских чемпионов совпал с лидерством в рейтинге Deloitte Football Money League 10-й год подряд
Компания Deloitte в 18-й раз выпустила рейтинг Football Money League, проранжировав европейские клубы по уровню доходов. В основу расчетов легли matchday-доходы (от продажи билетов и корпоративных программ гостеприимства), доходы от телетрансляций (учитывая национальные и международные турниры), а также от коммерческой деятельности (спонсорство, мерчандайзинг и др.).
В сезоне 2013/14 совокупный доход 20 богатейших клубов Европы вырос по сравнению с прошлым сезоном на 14% и впервые в истории превысил €6 млрд. В связи с этим неудивительно, что входной барьер в первую двадцатку поднялся на 20%, составив €144 млн.
«Реал» и «Манчестер Юнайтед» стали единственными, сумевшими преодолеть отметку в полмиллиарда евро. Учитывая, с какой скоростью растут доходы ведущих клубов, вполне возможно, что в следующем году уже пять из них смогут преодолеть этот рубеж.
Высокие доходы от продажи прав на телетрансляции, особенно в случае матчей Лиги чемпионов, по-прежнему остаются необходимым условием попадания в рейтинг. А вот доля matchday-доходов у 14 клубов из первой двадцатки снизилась, а поднялась только у двух. Впрочем, в абсолютном выражении они выросли на 4% по сравнению с прошлым сезоном. Однако продолжающееся удорожание стоимости жизни в Европе наводит на мысль, что старейший источник доходов исчерпал свой потенциал.
Революцию в рейтинге провела английская Премьер-лига. Благодаря новому соглашению с телевещателями абсолютно все клубы АПЛ зафиксировали рекордные доходы по итогам сезона.
В топ-20 количество представителей Туманного Альбиона выросло с шести до восьми, а в топ-30 – с восьми до четырнадцати, почти половина рейтинга! Новый контракт, который будет заключен в 2015 году, обещает продолжить английскую экспансию.
Мадридский «Реал» провел великолепный сезон как в спортивном, так и в финансовом смысле. Победитель Лиги чемпионов стал первым клубом в истории, получившим более €200 млн только от продажи прав на телетрансляции, продемонстрировав коммерческую мощь и колоссальную пропасть между испанскими клубами. Для сравнения, соперник «сливочных» по финалу ЛЧ и чемпион Испании мадридский «Атлетико» суммарно за сезон заработал меньше. К слову, успешное выступление «матрасников» позволило им подняться на пять позиций в рейтинге. Посмотрим, удастся ли им закрепить такой успех.
Экономическая мощь «Баварии» по-прежнему не вызывает сомнений. 60% доходов клуба приходится на коммерческую деятельность, в этой области баварцы всегда были одними из лучших в Европе. Клуб расширяет коммерческие горизонты – свидетельством тому стало открытие офиса в Нью-Йорке. Возможно, в ближайшем будущем «Бавария» поднимется на вторую строчку в рейтинге, которую не занимала с сезона 1998/99. Итальянские клубы не поспевают за своими соседями.
«Милан» впервые потерял место в первой десятке, «Интер» также установил личный антирекорд – 17-я строчка. «Ювентус» более-менее сохранил позиции благодаря чемпионскому титулу и успешной коммерческой эксплуатации своего нового стадиона. Успешная еврокампания «Наполи» помогла неаполитанцам вернуться в топ-20 Money League. Заметим, что в 2001 году в первой десятке было пять итальянских клубов, в первой двадцатке – семь. Главная проблема футбольной Италии – устаревшие стадионы. Инвестиции в арены могут остановить процесс отставания от остальной Европы.
«Пари Сен-Жермен» оказался единственным французским клубом в топ-20 этого сезона. Парижане обновили собственный рекорд годичной давности по коммерческим доходам, взяв планку €300 млн. Этого хватит, чтобы войти в первую десятку рейтинга, подобным может похвастаться только «Бавария».
Единственным клубом не из чемпионатов «большой пятерки» в топ-20 стал турецкий «Галатасарай». В основу его выручки легли matchday-доходы. Turk Telecom Arena, вмещающая более 50 тыс. зрителей, – прекрасный актив. Matchday-доходы в сезоне 2013/14 выросли на 33% в евро (до €47,1 млн) и в 50% в местной валюте.
Сезон 2013/14 стал первым, когда правила финансового фейр-плей действовали в полном объеме. Один из результатов виден уже сейчас: продолжающийся рост доходов европейских клубов в обозримом будущем сможет сделать их бюджеты более сбалансированными и устойчивыми без ущерба конкурентоспособности на поле.
Deloitte Football Money League 2013/2014
Автор: Андрей Воронов
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №18 Февраль/Март