Зона особого внимания

Зона особого внимания
http://ic.pics.livejournal.com/

Чтобы говорить о проблемах, надо в первую очередь понять, на основании чего мы будем проектировать системы безопасности?

Пункт 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» гласит:

Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

  • в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей) должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
  • в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Объекты спорта, согласно статьи 37 Федерального закона от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», относятся к объектам социальной инфраструктуры. Собственники должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установлен- ными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью занимающихся физкультурой и спортом на таких объектах.

Общие требования есть. Существует и ответственность. С 1 июля 2013 года вступает в силу новая редакция ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения

1. В случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

  • родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего – в сумме три миллиона рублей;
  • потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – в сумме два миллиона рублей;
  • потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью – в сумме один миллион рублей.

Но обратимся к основному для проектировщиков документу – Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Согласно статье 2 объекты спорта в зависимости от функционального назначения и характерных признаков относятся к объектам непроизводственного назначения.

Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, в том числе:

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка;

Раздел 3. Архитектурные решения;

Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения;

Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, состоящий из следующих подразделов:

  • Система электроснабжения;
  • Система водоснабжения;
  • Система водоотведения;
  • Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
  • Сети связи;
  • Система газоснабжения;
  • Технологические решения.

Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, содержащий документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.

Что мы видим? В проектной до-кументации нет места системам безопасности. Для объектов спорта как объектов непроизводственного назначения мы должны в «Технологических решениях» раздела 5 запроектировать:

п. 2) описание технических средств и обоснование проектных решений, направленных на обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов, – для зданий, строений, сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.

И все. А к техническим системам обеспечения безопасности в общем понимании относятся следующие:

  • контроля и управления доступом;
  • охранной и тревожной сигнализации;
  • охранного телевидения;
  • охранного освещения;
  • выявления террористических средств;
  • экстренной связи;
  • оперативной связи.

Таким образом, первые четыре системы, исходя из Постановления, можно не проектировать. Вернемся к Техническому регламенту – «в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения».

Но меры, обязывающие проектирование систем безопасности, в отношении объектов спорта в российском законодательстве не предусмотрены. Существуют нормативно-технические документы – национальные стандарты и своды правил, однако они носят лишь рекомендательный характер.

Основная проблема проектирования систем безопасности на объектах спорта – отсутствие законодательной базы, обязывающей их проектировать.

Сегодня в российской законодательной базе отсутствуют документы, регламентирующие размещение объектов спорта, а ведь для футбольных стадионов, например, в дни проведения матчей (крупных культурно-массовых мероприятий) в соответствии с требованиями ФИФА необходимо организовать четыре рубежа безопасности:

  • предварительный рубеж на подходах к внешнему периметру стадиона;
  • первый рубеж, проходящий по границе территории стадиона;
  • второй (временный) рубеж, проходящий по периметру прилегающих к зданию стадиона территорий или на входе в здание;
  • третий рубеж, располагающийся в здании на трибунах.

Должна быть обеспечена возможность быстрого и беспрепятственного въезда и выезда автомобилей на территорию объекта.

Стадион должен быть обеспечен парковочными площадками из расчета не менее 170…200 парковочных мест на 1 тысячу зрителей, для автобусов – не менее 8…10 на 1 тысячу зрителей.

Парковочные площадки для легковых автомобилей и автобусов должны располагаться таким образом, чтобы иметь возможность разделить болельщиков двух команд.

Требования к планировочной организации земельного участка есть, но они не обязательны в Российской Федерации, не подкреплены никакими законодательными, нормативными, ведомственными актами.

Есть рекомендации по организации видеонаблюдения (охранного телевидения), контроля и управления доступом, в том числе билетно-кассовой системы, но они необязательны к исполнению.

Разработка обязательных требований по обеспечению безопасности объектов спорта назрела давным-давно и крайне необходима. Но основное требование к объектам спорта с точки зрения противодействия угрозам – независимо от объемов финансирования объект должен представлять собой безопасное и надежное сооружение для всех, кто будет им пользоваться, включая зрителей, участников спортивных мероприятий, должностных лиц, представителей СМИ, персонал сооружения.

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №4/5 Октябрь 2012

Похожие статьи



Безопасность крупных спортивных мероприятий: учесть опыт Сочи-2014 при подготовке к ЧМ-2018
Безопасность крупных спортивных мероприятий: учесть опыт Сочи-2014 при подготовке к ЧМ-2018

Реализация стратегии защиты крупных спортивных объектов и обеспечение безопасности массовых мероприятий требуют системного подхода, начиная с самых ранних этапов подготовки. У нашей страны есть сочинский олимпийский опыт, однако мы стоим на пороге Чемпионата мира по футболу-2018, а это серьезное испытание для России, с учетом выданных мировому сообществу гарантий безопасности


На
На "Открытии Арена" стартовала конференция по безопасности РФПЛ
05.03.2015 Право

Российская футбольная премьер-Лига (РФПЛ) и Международный центр спортивной безопаcности (ICSS) проводят международную конференцию "Безопасность на стадионах в свете подготовки к ЧМ 2018. Российский и международный опыт"


ЧМ-2018: Закон в помощь?
ЧМ-2018: Закон в помощь?

О законопроекте, регламентирующем порядок подготовки и проведения в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года СБК, рассказала Евгения Зусман